Содержательные теории мотивации (потребности и их приоритетность).

Разработчиков содержательных теорий интересуют имеющиеся у людей потребности и их приоритетность.
Иерархия потребностей по А. Маслоу. Теория, предложенная в 40-е годы психологом А. Маслоу, утверждает, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру (рис. 17.1), во многом определяющую поведение человека. А. Маслоу разделил потребности на первичные (физиологические, потребности в защите) и вторичные (потребности социальные, потребности в уважении и потребности в самовыражении и развитии). Согласно его теории пока слой первичных потребностей неудовлетворен, активными не станут потребности вторичного уровня.
5 групп потребностей А. Маслоу выделяет пять групп потребностей:
1) физиологические потребности (голод, жажда, сон и др.);
2) потребности в безопасности и уверенности в будущем (это сохранение жизни и здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении и т.п.);
3) социальные потребности (принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе, доброжелательное отношение людей и т.д.);
4) потребности в уважении (это потребность испытывать чувства собственной значимости и необходимости для предприятия, видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус);
5) потребности самовыражения (это стремление к раскрытию своих способностей к самосовершенствованию, к творчеству и развитию).

Недостатки Теория А. Маслоу имеет свои недостатки. Очевидно, четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации. Теория А. Маслоу не учитывает индивидуальные особенности людей, оказывающие влияние на потребности каждого человека. Кроме того, разные жизненные ситуации выставляют на первый план то одни, то другие потребности.
Макгрегор, теория X и Y Не менее популярно в школе "человеческих отношений" и учение Д. Макгрегора. В основе его теории (Х и Y) лежат следующие характеристики работников:
теория Х - средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;
теория Y - люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.
Теория потребностей Д. МакКлелланда (потребность власти, в успехе, в причастности). Д. МакКлелланд дополнил схему А. Маслоу, введя понятия потребностей во власти, успехе и причастности. Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней.
Потребность власти — это желание воздействовать на других людей. Люди с этой потребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания. Их часто привлекает управление, так как оно дает возможность проявить и реализовать себя. Таких людей надо заблаговременно готовить к занятию управленческих должностей.
Потребность в успехе удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Поэтому таких людей нужно мотивировать, ставя перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия; регулярно и конкретно их поощрять в соответствии с достигнутыми результатами.
Люди с потребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Эти люди будут привлечены такой работой, которая дает им возможность общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты, или же уделять этим людям больше времени и внимания.
Теория мотивации Ф. Герцберга (факторы окружающей среды и мотивации). Он во второй половине 50-х годов XX в. предложил модель мотивации, выделив две группы факторов:
Факторы здоровой окружающей среды (гигиенические)
• Политика фирмы.
• Условия работы.
• Уровень заработной платы.
• Степень контроля за работой.
• Межличностные отношения и др.
Факторы мотивации (мотиваторы)
• Успех.
• Продвижение по службе.
• Признание результатов, заслуг.
• Возможность творчества.
• Ответственность и др.
Ф. Герцберг назвал факторы, вызывающие удовлетворение, мотиваторами, а неудовлетворение — гигиеническими факторами. Вместе взятые мотиваторы и гигиенические факторы, образовали основу двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга.
Схема модели Герцберга Ф. Герцберг полагает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.

Теория К. Альдерфера (потребности существования, в связях, в росте). Содержательные теории трудовой мотивации Ф. Герцберга и в особенности А. Маслоу получили развитие в работах К. Альдерфера. Он сформулировал модель категорий потребностей, которая больше подтверждена имеющимися эмпирическими данными.
К. Альдерфер выделил три группы основных потребностей: существования, в связях и росте.
Потребности существования касаются выживания (физиологическое благополучие).
Потребности в связях подчеркивают значимость межличностных, социальных взаимоотношений.
Потребности в росте связаны с внутренним стремлением человека к развитию.
В отличие от А. Маслоу и Ф. Герцберга К. Альдерфер не утверждает, что потребности более высокого уровня становятся мотивирующим фактором только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности. Например, согласно его теории, происхождение человека и культурная среда могут обусловить то, что потребности в связях будут предшествовать неудовлетворенным потребностям существования, и чем больше удовлетворяются потребности в росте, тем сильнее они становятся.
Недостатки содержательных теорий Содержательные теории не учитывают индивидуальных особенностей людей, их прошлого опыта, а также вероятностного характера процесса мотивации. Этих недостатков попытались избежать авторы процессуальных теорий мотивации.

Powered by Drupal - Design by artinet