Этапы плана подготовительной работы

В план целесообразно включить следующие этапы:
I этап. Проведение сплошной инвентаризации активов с соблю-дением всех предусмотренных процедур.
В ходе инвентаризации проверяются и документально подтвер-ждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
До начала проверки фактического наличия имущества инвента-ризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств и расписку материально ответственного лица о том, что все записи за предыдущий период полностью произведены.
При инвентаризации подсчитываются, обмериваются и взвешиваются все материальные объекты, имеющиеся у организации, а также на принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки).
Основные цели инвентаризации:
• выявление имущества, фактически имеющегося в наличии у организации;
• сопоставление фактически имеющегося имущества с данными бухгалтерского учета;
• проверка достоверности учета обязательств.
Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями сле-дующих нормативных актов:
1) Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2) Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета);
3) Методических указаний по инвентаризации имущества и фи-нансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;
4) Постановления Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации но учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Результаты инвентаризации признаются действительными только и том случае, если соблюдена процедура ее проведения, включающая следующие этапы:
• проведение подготовительных мероприятий, назначается инвентаризационная комиссия, составление перечня проверяемых имущества и финансовых обязательств);
• взвешивание, обмеривание, подсчет материально-производственных запасов; фиксирование результатов в инвентаризационных описях;
• сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета;
• оформление результатов инвентаризации.
Новым Планом счетов не предусмотрены счета для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов и их износа. Поэтому
важной целью инвентаризации является определение принадлежности каждого объекта, учитываемого в составе малоценных и быст-роизнашивающихся предметов (счет 12 Плана счетов 1992 г.), к основным средствам или к инвентарю и хозяйственным принадлежностям (счет 10, субсчет 9 нового Плана счетов.
При осуществлении инвентаризации следует также учитывать, что при применении нового Плана счетов стоимость временных сооружений относится по фактической себестоимости производства непосредственно на затраты капитального строительства или учитывается в качестве инвентаря на субсчете 10-9 с калькулированием фактической себестоимости на субсчете 08-3.
II этап. Проверка состояния документооборота и аналитического учета. При выполнении этого этапа необходимо решить следующие задачи:
• провести проверку состава организационно-правового обеспечения бухгалтерского учета;
• проанализировать порядок разработки и степень выполне-ния Положения об учетной политике с точки зрения отражаемой в ней технической, технологической, трудовой и финансовой по-литики.
III этап. Осуществление комплекса мероприятий по устранению выявленных недостатков.
К таким мероприятиям можно отнести:
1) совершенствование документооборота:
• уточнение форм всех первичных документов, применяемых в организации, с точки зрения полноты отражения всех хозяйственных операций, разработка недостающих и утверждение их в качестве типовых для организации;
• разработка (при отсутствии таковой) инструкции об обязательных принципах оформления и контроля первичных учетных документов с учетом применяемой техники- ведения учета;
2) совершенствование организации бухгалтерского учета:
• создание системы внутреннего аудита в сочетании с системой прав и ответственности за внесение изменений в учетную политику, подготовка распоряжения об изменениях типовых операций и бухгалтерских записей;
• проверка наличия и уточнение содержания приказов, касающихся постановки бухгалтерского учета;
• уточнение должностных инструкции работников бухгалтерии;
• уточнение организационной структуры управления с целью интеграции бухгалтерского учета в целостную систему управления.
3) совершенствование технологии бухгалтерского учета, в рамках которого уточняются:
• рабочий План счетов с указанием всех субсчетов и уровней аналитического учета;
• перечень типовых операций по всем хозяйственным процессам и бухгалтерских проводок по ним;
• порядок определения доходов и расходов;
• порядок и очередность закрытия счетов по окончании отчетного периода;
• юридическая политика предприятия;
• система налогового планирования и контроля;
• графики документооборота, с тем чтобы учетная информация
• была составной частью общего информационного потока системы управления;
• состав, структура и сроки представления внутренней отчетности на основе управленческого учета.
В результате проведенных мероприятий будут созданы условия для качественного перехода на новый План счетов.
IV этап. Заключительный этап, совпадающий с проведением работы по составлению годового отчета на 1 января 2002 года. На этом этапе выполняются бухгалтерские проводки по переходу на новый План счетов.
Таблица по Бухгалтерские проводки для перехода на новый План счетов бухгалтерского учета приведена в приложении 1.
В новом Плане счетов бухгалтерского учета приведенного в сравнительной таблице, в приложении 2 счета сгруппированы в восемь разделов (в Плане счетов 1992 г. их было девять). В отличие от Плана счетов 1992 г. в новом Плане счетов отсутствует раздел "Кредиты и финансирование".
По своей экономической природе кредитные отношения аналогичны другим расчетам, поэтому счета учета кредитов помещены в раздел "Расчеты". Счета перераспределены по разделам в соответствии с их экономическим содержанием.
Так, например, уточнен состав разделов, отражающих финансовые резервы и использование прибыли. Для учета создания и контроля использования создаваемые резервы целесообразно учитывать в составе разделов, соответствующих их экономической природе.

Таблица 3
Сравнительная характеристика разделов Плана счетов 1992 г. и нового Плана счетов
Номер
раздела Наименование раздела Плана счетов 1992 г. Номер раздела Наименование раздела нового Плана счетов
I Основные средства и другие долгосрочные вложения I Внеоборотные активы
II Производственные запасы II Производственные запасы
III Затраты на производство III Затраты на производство
IV Готовая продукция, товары и реализация IV Готовая продукция и товары
V Денежные средства V Денежные средства
VI Расчеты VI Расчеты
VII Финансовые результаты и использование прибыли
VII Капитал
VIII Капитал и резервы VIII Финансовые результаты
IX Кредиты и финансирование

Новый План счетов содержит 60 синтетических счетов (в Плане счетов 1992 г. их было 77).
Незначительно изменили название и (или) содержание счета:
01, 02, 04, 05, 07, 10, 15, 16, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 41, 42, 45, 50, 51, 52, 55, 60, 62, 70, 71, 79.
Забалансовые счета практически не изменились.
Исключены из Плана счетов счета: 06, 12, 13, 14, 61, 64, 77, 78, 30,31, 65, 69-4,81, 82.
Введены новые счета: 14, 81, 90, 91.

Powered by Drupal - Design by artinet