Феномен субъектности в психологии личности ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе исследовались теоретические и эмпирические основания трактовки человеческого индивида как субъекта активности. Показано, что господствующие в психологии личности воззрения базируются на скрытой методологической предпосылке, состоящей в телеологическом истолковании истоков и направленности поведения и сознания человека, - убеждении, что в основе многообразных проявлений активности лежит некая, присущая им Цель, которая подобно закону детерминирует все, что совершается человеком или совершается в нем; принимается за само собой разумеющееся, что сообразуемость с этой Целью есть критерий совершенства взаимоотношений человека с миром; отсюда и общее имя для фиксаций этих телеологических представлений - постулат сообразности.
Анализ постулата сообразности был проведен на примере гомеостатических, гедонистических, прагматических и некоторых других концепций; выявлено, что очевидные различия и возможные оппозиции между ними не затрагивают главного, что объединяет их: стремления указать изначальную Цель, унифицирующую всевозможные проявления активности человека.
Опыт феноменологического анализа постулата сообразности приводит к выделению класса явлений неадаптивности: противоположности между целями активности человека и достигаемыми результатами (намерениями и деяниями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его исходами). Доказывается самопротиворечивость постулата сообразности применительно к исторически сложившимся моделям понимания человеческой жизни (гомеостатической, гедонистической, прагматической) и современным онтологическим моделям, включающим в себя представления о деятельности, общении, самосознании человека как фундаментальных “измерениях” его взаимоотношений с миром. Убедительно показано, что принятие постулата сообразности равносильно упразднению самой идеи субъектности и, следовательно, личностность человека: свобода его предстает в виде иллюзии самосознания, целеустремленность выступает как заданность, целостность подменяется единообразием, а развитие сводится к “росту изнутри” согласно предначертаниям, независимым от личного опыта. Но и отказ от идеи целевой регуляции также ведет к упразднению идеи субъектности. Разрешение этой дилеммы состоит в том, чтобы принять как возможность существование явлений активной неадаптивности человека. - целеустремленности, основанной на неадаптивности вероятных последствий собственных действий, когда побудительна, как ни парадоксально, сама непредрешенность исходов свободно предпочитаемых действий.
Предлагается особый метод анализа личности - метод “виртуальной субъектности”. Реализация этого метода позволила очертить класс явлении активной неадаптивности человека-в его витальных отношениях с миром, предметной деятельности, общении, самосознании; таковы - бескорыстный риск; непрагматическая активность в сфере познания (отказ от подсказки в решении задач, презумпция существования решения и др.): открытость в общении и преодоление игр: экспериментирование со своим Я (переживание себя в измененных состояниях сознания): преодоление объектного отношения к себе со стороны других. Свободно и, имеете с тем, ответственно принимая не предрешенное, человек испытывает себя в своей активной причинности, полагает себя как субъект.
Фундаментальное различие в работе проводится между моментами самополагання и существования человека как субъекта активности; последнее предполагает возможность воспроизводства и продолженности (идеальной представленности) человека как субъекта активности в жизни других людей и его собственной.
В работе предлагается метод исследования эффектов идеальной представленности человека в других людях и себе самом - метод отраженной субъектности. С опорой на этот метод установлен класс ранее неизвестных феноменов: возрастание оригинальности мышления в присутствии творческой личности; изменение уровня бескорыстного риска при актуализации образа рискующего человека; возрастание флексибильности учащихся в присутствии гибких учителей. Феномены отраженной субъектности не исчерпываются эффектами репродукции. Охарактеризованы и парадоксальные формы идеального участия одного человека в жизни другого: изменение порога возникновения зрительных иллюзий в присутствии значимого другого; стимуляция слабыми учениками сильных в решении задач на сообразительность; изменение типа и направленности фрустрационного реагирования при актуализации образа другого. Кроме того, установлены факты несовпадения личностных влияний в общении с ролевыми и, в частности, эффект обезличенного влияния роли (эффект нейтрино).
На основе авторских разработок и данных других исследователей выдвигается гипотеза о существовании “кольца самоподражания”, - следования за другими как следования за собой: человек отражает свою отраженность в других людях, как бы возвращаясь к себе. В переходах виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности человек выступает как личность - свободное, целостное, развивающееся существо.

Powered by Drupal - Design by artinet