МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОГРАММА КУРСА "СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Формой существования научного, теоретического мышления являются понятия. Социологические понятия служат для профессионального описания, объяснения, обоснования, а следовательно, понимания и научного овладения социальной реальностью. Оперирование важнейшими понятиями является непременным условием изучения и построения теоретических моделей, установления сходства и различия социологических теорий, посвященных сложным процессам функционирования и развития общества, многообразию действий людей в обществе. Понятийный аппарат социологии позволяет осмыслить эти процессы в динамике и перспективе, перейти к эмпирическим исследованиям, систематическому сбору и анализу данных об обществе.
При изучении социальных явлений следует прежде всего ознакомиться с их определениями, т. е. "дать понятие" о них, выделить существенные признаки, позволяющие отличить одно явление от другого, раскрыть содержание и объем понятий, смысловые связи с другими понятиями, особенности употребления понятий в различных теоретических направлениях. Для того чтобы полностью овладеть социологическими понятиями, необходимо уяснить их роль в различных теоретических направлениях и отдельных теориях.
В современной социологии имеется множество теорий, причем некоторые из них являются простыми и изящными, другие же представляют собой развитые системы знания, детальное освоение которых потребовало бы значительных усилий и длительного времени. Выделить и систематизировать важнейшие теоретические направления в науках об обществе и человеке, в том числе и в социологии, позволяет их существенная связь с ответами на важнейшие теоретико-познавательные, философские и мировоззренческие вопросы, касающиеся как природы общества, так и положения человека в нем. К наиболее важным из них относятся вопрос о соотношении части и целого (проблема эмерджентности); вопрос о возможности объективного социального познания; вопрос о свободе человеческой воли. Ответы на эти вопросы определяют устойчивые научно-теоретические позиции и главные теоретические направления в социологии.
Проблема эмерджентности может быть поставлена в виде вопроса о том, представляет ли собой целое нечто большее, чем сумма его частей. Иначе говоря, представляет ли собой общество нечто большее, чем сумма отдельных индивидов и их действий, либо оно может быть сведено к ним. Теории, основанные на утвердительном решении вопроса об эмерджентности, называются макротеориями. Объектом макротеорий является общество как целое. Макросоциологические теории представлены прежде всего структурно-функциональным анализом, системной теорией и марксистской теоретической традицией (историческим материализмом).
Теории, основанные на отрицательном ответе на вопрос об эмерджентности, исходят из того, что общество является производным результатом поведения и действий отдельных людей. Такие теории называются микросоциологическими теориями, к ним относятся теория социального поведения и теория социального действия. В других общественных науках также можно выделить макро- и микротеоретический подход, т. е. связь с указанными философскими вопросами и их решениями.
Вторым важным теоретико-познавательным и философским вопросом является вопрос о возможности объективного социального познания, не зависящего от вненаучных интересов исследователя и его социального положения. Философская традиция, восходящая к античному философу Платону, признает наличие знания, которое существует само по себе и не зависит от исследователя. Однако в 19 и 20 веке состоялись крупные научные споры по поводу возможности объективного социального познания, которые имеют значение для выделения теоретических направлений в социологии.
Родоначальники исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс и их последователи полагали, что социальное познание и знание всегда подвержено действию интересов того класса или слоя, к которому принадлежит или на который ориентируется ученый. Объективность полученных им знаний об обществе может быть достигнута сознательной ориентацией на интересы наиболее передового класса, историческая миссия которого соответствует направлению общественного прогресса. Такая сознательная ориентация приветствуется и называется партийностью в науке.
Немецкий социолог М. Вебер, напротив, считал, что социология как эмпирическая наука не может занимать партийную позицию, которая наносит ущерб объективности познания, так как ее задачей является прояснение альтернатив действий. Социолог должен воздерживаться от оценочных суждений, но ценности и нормы могут быть предметом социальной науки, как и все иные социальные факты. Точки зрения К. Маркса и М. Вебера оказали большое влияние на научно-теоретические позиции в социологии, истории, и других общественных науках. В историческом материализме (марксистской социологии) оценочные суждения составляют неотъемлемую часть теории и по этому критерию он отличается от большинства других теоретических течений в социологии и науке об обществе, не связанных с партийностью. Однако представители этой позиции признают, что такое знание - труднодостижимый идеал, к которому все-таки нужно стремиться.
Третьим важным философским вопросом, обуславливающим дифференциацию теоретических направлений в социологии, является вопрос о свободе воли человека или вопрос о том, детерминировано ли поведение человека так же, как процессы природы. От ответа на этот вопрос зависит понимание социологии либо как естественной науки, либо как гуманитарной, несопоставимой, например, с физикой или биологией. Для естественных наук типично объяснение явлений на основе принципа детерминизма и исследование общих законов природы. Вопрос о том, существуют ли подобные законы в социологии и других общественных науках, является спорным.
Различные позиции в этом споре и связанные с ними теоретические направления в социологии восходят, во-первых, к философской традиции И. Канта, продолженной современным социальным философом Ю. Хабермасом, во-вторых, к исследованиям рефлекторного поведения, родоначальником которых является российский академик И.П. Павлов. Представители первой традиции считают, что человек подвержен действию естественных, природных законов, но естественная детерминация его поведения нарушается свободой воли, и у человека существует возможность личного выбора поведения, которое обозначается термином "действие". Представители второй традиции считают, что поведение человека является реакцией организма на стимулы окружающей среды. На этом основании в микросоциологическом подходе можно провести различие между теорией социального действия и теорий поведения. Представители теории поведения считают, что человеческое поведение полностью детерминировано, а представители теории действия считают, что оно в значительной степени свободно.
В зависимости от теоретического подхода, объекта и предмета исследования использование определенных социологических понятий может быть полезным или бесполезным. Например, понятия общества, системы, класса и слоя являются понятиями макросоциологических теорий и позволяют анализировать общественный порядок в целом, но они неэффективны в случае исследования поведения и действия отдельных людей. Напротив, понятия стимула, реакции, поведения и социального действия, относящиеся к микросоциологическим теориям, эффективны лишь при исследовании поведения и действия отдельных людей.
В различных теоретических направлениях в социологии разные понятия являются основными, а именно:
• в структурно-функциональном анализе и системной теории: система, подсистема, окружающая среда, граница, сложность, структура, функция, дисфункция, схема AGIL, равновесие, приспособление, аутопойэсис, саморегуляция;
• в марксистской теоретической традиции: труд, разделение труда, отчуждение, производительные силы, производственные отношения, способ производства, общественно-экономическая формация, капитал, прибавочная стоимость, класс, базис, надстройка, идеология, диктатура пролетариата;
• в теории поведения: поведение, стимул, реакция, научение, поощрение, наказание, бихевиоризм, объяснение;
• в теории социального действия: действие, смысл, роль, норма, интеракция, символ, ситуация, ориентация, рациональность, понимание.
Социологические теории представляют собой системы взаимосвязанных высказываний о социальной реальности, которые на основе эмпирических данных описывают, объясняют, критикуют или оправдывают социальные явления и процессы. Для того чтобы изучить теории, необходимо обратиться к творчеству типичных представителей определенного теоретического направления, выяснить задачи, которые они ставят перед социологией и социологической теорией, определить познавательные интересы и ценностные ориентации, которыми они руководствуются, выделить исходные положения и логику построения теории, основные высказывания, выводы, область применения теории и влияние на эмпирические исследования.
Самым важным для понимания логики теории является анализ научной позиции ее автора. Научно-теоретическая позиция представляет собой обобщение некоторых "реальных" теорий, для которых характерно единство в понимании предмета социологии и задач социологической теории, ее структуры, критериев истинности и ложности, научности и ненаучности высказываний, сходство познавательных интересов и содержательных вопросов. Теоретическая позиция является условной вспомогательной конструкцией для анализа теорий. Не всякая теория может быть четко связана с одной из четырех научно-теоретических позиций, т. е. с выделенными теоретическими направлениями. Социологи разрабатывают новые теоретические положения, включают их в существующие системы теоретического знания, работают над созданием единой социологической теории.
Изучение теоретических направлений в социологии и отдельных теорий связано с историей теоретической социологии благодаря общности идейных источников и ориентации современных представителей социологической теории на классиков социологической мысли. Однако в отличие от истории социологии, где изучение творчества отдельных теоретиков подчинено логике исторического развития социологии, при изучении социологической теории главное внимание направлено на теоретическое решение важных содержательных вопросов, к которым относится вопрос о механизме интеграции общества (проблема социального порядка); вопрос о причинах социального неравенства и социальной дифференциации общества, об обособлении частей общества и их функциях; о механизме социальных изменений, их направленности и закономерностях; о том, как формируется поведение людей в обществе и др. Кроме того, социологическая теория часто заимствует новые идеи из самых разных дисциплин, но прежде всего из социальной философии, изучающей качественное своеобразие общественного бытия.
Социологические теории связаны с методологическими знаниями в социологии, которые объясняют пути и обосновывают способы получения знаний о социальной реальности. Те части социологической теории, которые выполняют указанные функции, относятся к методологии социологии. Прежде всего это важнейшие философские и теоретико-познавательные компоненты теорий, содержащие мировоззренческие высказывания о специфике социального бытия и познания, подтвержденные историей социологии.
Изучение социологических понятий и социологических теорий является не только основой профессиональной подготовки специалистов-социологов, но и повышает уровень образования и культуры, так как проясняют многие вопросы об обществе и отношениях между людьми, являющиеся предметом всеобщего интереса.

Powered by Drupal - Design by artinet