Сущность налогов и их классификация

С уверенностью можно утверждать о том, что ни в сфере научных знаний о политических, экономических, социальных и любых других закономерностях общественного развития, ни в структурах разноуровневых хозяйственных свя-зей невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения [33, с. 11].
С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до нашего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между представителями власти – сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени современные представления о на-логах сложились под влиянием исторического опыта их использования для принудительного подчинения интересов «простого люда» интересам суверена (вождя, короля), а позже – государственно-властным интересам.
Множество вопросов о смысле понятия «налог» исторически порождало самые разные, порой взаимоисключающие ответы. Однако эти ответы форму-лировались как первыми философами, экономистами, так и в учениях их после-дователей в зависимости от эпохи, в которой они жили, и постичь которую они старались в своих трактатах о смысле и целях бытия. Следовательно, изначаль-но налоги оценивались и до сих пор оцениваются исходя из материализован-ной, видимой в реальных условиях, формы. «Налоги, - пишет И. В. Горский, - как и многие общественные явления, в значительной мере являются отражени-ем конкретно-исторических условий» [11, c. 5].
В фундаментальных трудах современных налоговедов – И. В. Горского, В.В. Глухова, В. И. Гуриева, В. А. Кашина, Н. В. Милякова, В. Г. Панскова, С. Ф. Сутырина, А. И. Погорлецкого, Д. Г. Черника, Н. И. Химичевой и других, налог определяется практически одинаково: «как одна из форм пополнения го-сударственной казны» [15, c. 13] или как «сбор, устанавливаемый в односто-роннем порядке государством и взимаемый на основании законодательно за-крепленных правил для удовлетворения общественных потребностей»[18, c. 43].
Практически то же определение приведено в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Это – «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения при-надлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера-тивного управления денежных средств в целях финансового обеспечения дея-тельности государства или муниципальных образований»[11, c.28].
Исключением из сложившихся стереотипных суждений о налоге только как о платеже в государственную казну являются трактовки А. В, Брызгалина, Е. Н. Евстигнеева, Л. П. Окуневой и некоторых других ученых. Характерное отличие их научного вклада в развитие особой отрасли финансовых знаний – «налоговедения» заключается в том, что налог рассматривается ими комплекс-но, как сложное системное образование. По определению А. В. Брызгалина, «налог – это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного при-оритета … налог – это экономико-правовая категория»[6, c. 13]. Данное опре-деление налога, несомненно, более точно раскрывает его сущность, однако оно не исчерпывает подлинную природу явления, его философию.
Таким образом, налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское.
Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяй-ствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.
Определение понятия «налог» тесно связано с категорией «государство» [23, c. 43]. Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретиче-ских концепций, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой сис-темой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития на-ходится государство.
На каждом этапе развития общества понятие «налог» все более уточняет-ся, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основ-ные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом, парадигмой развития и самой финансовой науки, изучающей, как известно, наиболее рациональные пути формирования и использования дефи-цитных денежных ресурсов на протяжении определенного времени. А времена меняются. Меняется и содержание понятия налога как специфического универ-сального финансового инструмента. Налоги выступают необходимым звеном экономических отношений, и в силу этого во всех экономических теориях про-шлого и настоящего времени авторы обязательно рассматривают проблемы на-логообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. И все они сталкиваются с принципиальным вопросом о происхождении налогов, причи-нах и условиях их возникновения.
В определении Романовского М. В. понятие налога звучит так: «Налог – это индивидуальное безэквивалентное движение денежных средств от индиви-дуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом должны соблюдаться принципы справедливости по отношению к налогоплательщику и достижения большей эффективности взимания налогов. Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику, но для положительного влия-ния налогообложения на народное хозяйство необходимо установление опти-мального (предельного) уровня налоговых изъятий, индивидуального для каж-дой страны».
Конкретное экономическое содержание налога всегда определяется тремя факторами:
- экономическим строем общества;
- социальной политикой государства;
- конкретными целями стратегии развития государства.
В наиболее обобщенной форме налоги определяются как императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквива-лента, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Первым признаком на-лога является императивность. Императивность предполагает отношения вла-сти и подчинения. Применительно к налогам это означает то, что субъект нало-га не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.
Второй отличительный признак налога – смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денеж-ной форме переходит в государственную, при этом образуется централизован-ный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются це-левыми отношениями. Этот признак позволяет отличать их от сборов.
Важный отличительный признак налогов – безвозвратность и безвоз-мездность, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и по-следний при этом не получает ничего взамен.
Определив экономическое содержание налога и отличительные его при-знаки можно рассмотреть различные трактовки «функций» налога как эконо-мической категории. Следует отметить, что в отечественной и зарубежной ли-тературе единое мнение по этому вопросу отсутствует. Так, в учебном пособии «Налоги» под редакцией Д. Г, Черника отмечается, что налоги выполняют главную распределительную функцию, контрольную функцию и стимулирую-щую подфункцию [32, c.15].
Большинство авторов признают две налоговые функции: фискальную и регулирующую. В учебнике Т. Ф. Юткиной «Налоги и налогообложение» автор считает, что «налог» не исполняет никаких функций. Последнее есть атрибут только системы налогообложения, так как «теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свой-ственны определенные функции» - соответственно фискальная и распредели-тельная [33, c. 85]. В учебнике белорусских авторов выделяются 3 функции на-логов: фискальная, стимулирующая и регулирующая [19, c. 30].
В действительности, исходя из глубинной экономической сущности нало-га, ему имманентна единственная фискальная функция, которая достаточно яр-ко проявляется во всех исторических этапах его развития и является атрибутом налога. На определенном этапе развития экономическое содержание налогов проявляется и в функции регулирования, которая тесно связана с фискальной функцией. Регулирующая функция проявляется при проведении целенаправ-ленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включаю-щей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и воз-можности снижения «обычных» ставок налогов.
Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в зако-нодательных актах и нормативных документах государства, определяющих ус-ловия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания на-логов, его администрирование.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедея¬тельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – эконо¬мическую, социальную, экологическую, демографическую. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу форми¬рования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и вне¬бюджетных фондов. Она призвана обеспечить эффективную реализацию соци¬альной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением обще¬ства на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» - подчеркивал Коллек¬тива Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало увеличиваться: для содержания армии и флота, обеспе¬чивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой про¬дукции, казне нужны дополнительные средства.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущ-ность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валово-го внутреннего продукта:
- работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налогов, сборов, пошлин и других платежей формируются финан-совые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных фи-нансов.
Основными принципами современного налогообложения являются:
1 Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом воз-можностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть ус-тановлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда, не-которые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея не-обходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отража-ется в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодатель-стве.
2 Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в раз-витых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по на-растающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3 Обязанность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав-лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штра-фов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы не-уплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем свое-временное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4 Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, по-нятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде-ний, собирающих налоги.
5 Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптироваться к изменяющимся общественно-политическим потребностям.
6 Налоговая система должна обеспечивать перераспределение созда-ваемого валового внутреннего продукта и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регули-рующей функции налогообложения [7, c. 514].
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при форми-ровании новой налоговой системы России, адекватной рыночным образовани-ям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Рос-сийской Федерации» от 27 декабря № 2118-1. Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, неоднократно нарушался принцип справедливо-сти: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом», или имели «обратную силу».
По мнению налоговеда Коваль Л. С. Налоговая система включает в себя:
- установление прав и обязанностей налогоплательщиков;
- установление прав и обязанностей налоговых органов;
- установления объектов налогообложения;
- постановку на учет налогоплательщиков и присвоения им ИНН.
Налоговая система строится на принципах всеобщности, определенности, удобства, обязательности, социальной справедливости, стабильности, эффек-тивности и гласности [18, c. 14].
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт образует первичные денеж-ные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход го-сударства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается про-цесс стоимостного распределения валового внутреннего продукта. Он продол-жается в распределении денежных доходов основных участников общественно-го производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога, от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других на-логовых платежей и сборов, относимых на финансовые результаты или уплачи-ваемых с чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль).
На 1 января 2000 г. в России зарегистрировано более 3106 тыс. налого-плательщиков – юридических лиц, из которых 890 тыс. – малые предприятия. Численность занятых на предприятиях, в организациях и учреждениях состав-ляет 64, 5 млн. человек.
Налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в уста-новленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц – на тер-ритории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того, существуют государ-ственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений. Источником отчислений также является про-изведенный валовой внутренний продукт, за счет которого на стадии образова-ния первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во вне-бюджетные фонды в форме единого социального налога (взноса), привязанного к заработной плате труда и включаемого в себестоимость продукции.
Совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определен-ным критериям, признакам, особым свойствам.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия пере-лагаемости налогов, который первоначально, еще в XVII в., был привязан к до-ходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перела-гаются на потребителя.
Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из доходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предпри-ятий и организаций; земельный налог; налог на доходы физических лиц; налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование кото-рым служат основанием для обложения. Косвенные налоги «сидят» в цене то-вара и являются налогами на потребление: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные товары; таможенная пошлина; налог на операции с цен-ными бумагами; налог с продаж и другие [29, c. 39].
Бюджетная система государства включает совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве бюджетная система представлена феде-ральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуров-невости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы го-сударства, в налоговом законодательстве широко распространена статусная классификация налогов. В Российской Федерации совокупность налогов и сбо-ров по статусному критерию подразделяются на три группы: 1) федеральные; 2) региональные налоги; 3) местные [13, c. 139].
Обязательные местные налоги устанавливаются российским законода-тельством и взимаются на всей территории страны. Конкретные ставки этих на-логов определяются законодательными актами субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления. Остальные налоги могут вводиться повсе-местно решениями органов местного самоуправления. Несмотря на широкий перечень местных налогов, полный их набор вряд ли может быть установлен на территории конкретного муниципального образования.
Налоговый кодекс РФ предусматривает закрытый перечень налогов и сборов: 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных.
Учетно-экономическая целесообразность налоговой нагрузки на пред-приятие диктует иную группировку налогов, а именно:
- налоги, относимые на издержки производства;
- налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
- налоги, относимые на финансовые результаты предприятия;
- налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении пла-тельщика.

Powered by Drupal - Design by artinet