Налоговое планирование на предприятии

Налоговое планирование – это планирование коммерческой и инвестици-онной деятельности юридических и физических лиц с целью минимизации на-логовых платежей [25, с. 96].
Как правило, какая-либо деловая или коммерческая цель может быть дос-тигнута разными путями. В зависимости от выбора этого пути размеры и даже виды сопутствующих налоговых платежей будут различными. Целью налогового планирования является выбор такого пути, при котором налоговые платежи бы-ли бы минимальными. Поскольку налоговые платежи представляют одну из ста-тей расходов, то планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов.
Необходимость налогового планирования заложена в самом современном законодательстве, которое предусматривает разные налоговые режимы для раз-ных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властям направлениях и одобренными ими метода-ми.
Вместе с тем не следует забывать, что планирование налогов связано с определенными затратами, иногда значительными: на приобретение литературы о налогах, консультирование, переориентирование финансовых потоков, реги-страцию новых фирм и другие меры, которые необходимо предпринимать в це-лях экономии налогов. Поэтому выгоду от налогового планирования всегда сле-дует сравнивать с затратами, которых оно требует, и если чистый эффект ока-жется невелик, то, видимо, нет смысла вовлекаться в сложные схемы и реорга-низации.
По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (на-логовое планирование предприятий) и семейное или личное налоговое плани-рование для физических лиц. Первое имеет своей целью обеспечить выживание предприятий, второе – сохранность состояния граждан.
Налоговое планирование может осуществляться в трех формах:
- мониторинг налоговых вопросов выделенным работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия;
- налоговое планирование и текущий финансовый контроль за налоговыми обязательствами предприятия силами специализированного отдела (группы);
- привлечение внешних консультантов либо для налоговой экспертизы но-вых проектов (новых инвестиций), либо для контроля над текущими налоговы-ми платежами фирмы, вплоть до составления налоговой отчетности и пред-ставления ее налоговым органам.
В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может осуществляться различными методами.
Простейшим методом является текущий финансовый контроль за налого-выми платежами при периодическом составлении прогнозов их изменения и наблюдении за соответствием прогнозов реальным платежам за те же периоды. В случае серьезных расхождений между прогнозами и реальными платежами проводится расследование причин расхождений, и разрабатываются предложе-ния по их устранению. Базой для применения этого метода являются норматив-ные налоговые документы, обсуждение вопросов с налоговой инспекцией, при-обретаемая литература по налогам.
Следующим по сложности является метод предварительной налоговой экспертизы новых проектов и важнейших управленческих решений. Этот метод требует уже наличия на предприятии серьезной информационно-аналитической базы по налогам: не только текстов законов и инструкций, но и комментариев к ним ведущих юристов, материалов обсуждения налоговых вопросов в законо-дательных органах, решений судов по налоговым спорам и конфликтам и так далее.
При налоговом планировании не следует ориентироваться только на раз-мер налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения об-ложения коммерческой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе было бы трудно понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного на-лога 40-50% и не перебираются в так называемые «налоговые гавани» (налого-вые убежища), где ставки налога 2-5% или он вовсе не применяется.
На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%, а компании, при-меняющие планирование в международном масштабе, - не свыше 10-15%.
Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего планирования предприятия, показатели и общие цели которого принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балан-сах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоста-вить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и ак-ционерами (в виде дивидендов, остаток прибыли может использоваться на соз-дание некоторых видов резервов) [20, c. 37].
В своем внутреннем планировании предприятие должно ориентироваться не на балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (кото-рый на разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватываю-щий кроме балансовой прибыли целый рад других форм, под которыми маски-руется реальная прибавочная стоимость, произведенная на данном предпри-ятии. Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе показываются как издержки: отчисления в амортизационные фонды, в различ-ного рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и так далее. Во-вторых, это нереализованный прирост стоимости принадлежащих предпри-ятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов акций. В-третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть задержана на более или менее длительное врем: суммы налогов, по которым государством предоставлена отсрочка; пенсионные фонды и фонды участия в капитале предприятия его наемных работников, об-разуемых за счет соответствующих начислений на их заработную плату; вре-менно освобожденные от налогов фонды накопления средств на капиталовло-жения. Очевидно, что не все эти формы в одинаковой степени отражают реаль-ные накопления предприятия, поэтому фонды и суммы, перечисленные в двух последних группах, должны учитываться с соответствующими поправочными коэффициентами.
С точки зрения такого внутреннего планирования, все налоги, уплачи-ваемые предприятием, рассматриваются как в собственные издержки; разница заключается лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачивае-мые с имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены за-ранее; конечное бремя налога с оборота, таможенных пошлин и других налогов, рассчитываемых на базе цен продаваемых товаров и услуг, может быть опреде-лено лишь с учетом возможности переложения этих налогов на потребителя (путем изменения цен); размер корпорационного налога зависит от целого ряда компонентов, влияющих на величину балансовой прибыли, из которых только часть может регулироваться самими предприятием, а остальные определяются внешними причинами, поэтому в отношении этого налога может быть сделан лишь более или менее точный прогнозный расчет.
Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет ста-бильность налогового законодательства. В России не только налоги меняются в течение года, иногда совершенно неожиданно как для налогоплательщиков, так и для самих налоговых органов, но и нередко принимаются поправки к налого-вым законам, имеющим обратную силу.

Powered by Drupal - Design by artinet