Методика преподавания географии на примере проблемного

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества усложняется и возрастает социальная роль учителя. Идет сложная перестройка работы средней общеобразовательной школы.
Изменения в школьных программах идут двумя основными путями: экстенсивным и интенсивным. В первом случае продлеваются сроки обучения, увеличивается объем учебного материала, во втором – создаются принципиально новые программы. В практику обучения вводятся интегрированные курсы. Учитель получил возможность не следовать (как ранее) строгим методическим предписаниям, а практически полностью ориентироваться на творческий подход к организации процесса обучения: выбирать программу и учебник из нескольких альтернативных вариантов, оценивать их позиции с теории методики преподавания своего предмета, а в исключительных случаях составлять свои программы и учебные материалы к ним.
В этих условиях усложняются социально-профессиональные функции учителя, остро встает вопрос о его методическом мастерстве, о способности учителя творчески подходить к организации учебного процесса, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследования многих педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было обосновано, что развитие творческого мышления возможно лишь с помощью проблемного обучения.
Цель работы – раскрыть основы методики обучения географии как одной из отраслей педагогических наук, показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системных знаний по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются разнообразные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно – популярная литература, статьи текущей периодической печати.
В работе с новых позиций раскрыты цели среднего географического образования, изменения, происходящие в его содержании и структуре, психологические основы обучения предмету, технология обучения основным компонентам содержания.
Также отражены как классические методические положения, так и новые подходы к обучению географии.
Наряду с традиционными проблемными заданиями, в работе приводятся примеры таких учебных проблем, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления с теоретическим материалом, но и проведения определенных практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе.
Одним из важнейших элементов нового педагогического мышления, нового взгляда на урок и весь учебный процесс, является изменение взгляда на ученика как на субъект воспитания и обучения. Личность ученика сейчас ставится в центр учебного процесса, что требует от учителя переосмысления целей и задач урока, опять же с позиции ученика. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к еще нерешенным задачам, может быть еще, не вполне доступным для данного возраста заданиям, но с которыми он столкнется в будущем, и которые ему предстоит решать.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
• проанализировать основные методики обучения географии;
• формировать понятия об основных видах проблемного подхода в обучении на уроках географии;
• раскрыть особенности проблемного обучения, его роль в усилении развития познавательных возможностей учащихся;
• показать, что центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация, которая является источником творческого мышления;
Современные требования, предъявляемые к подготовке учителя географии, предполагают сформировать у него умение работать с научной и методической литературой и самостоятельно выполнять научные исследования по методике обучения географии.
Новые положения методики (личностно-ориентированное обучение, опора на психологию: гибкие модели обучения, учет психологических особенностей усвоения содержания, воздействие географии на эмоциональную сферу личности школьников и т.д.) конкретизированы на примерах традиционного содержания школьной географии.
Работа подготовлена на основе переработки методик многолетней педагогической и научной (в том числе экспериментальной) работы в школе и в вузе, опирается на результаты диссертационных исследований аспирантов и специальных выпускных работ студентов по методике обучения географии, отражает достижения научной мысли и передовой педагогический опыт.

В данной работе рассмотрены наиболее актуальные на современном этапе развития среднего образования проблемы методики обучения географии: такие как, необходимые средства и наиболее доступные методы обучения, новые концепции школьного образования и связанные с ними проблемы, структура и содержание начального курса школьной географии. Также рассмотрены разнообразные программы и учебники по географии, которые можно использовать для эффективного усвоения все усложняющегося материала. Большое внимание в работе уделено моделированию авторских школьных программ и психологическим особенностям обучения школьной географии.
В толковании проблемного обучения у методистов и учителей географии еще не сложилось единства взглядов. Общим является лишь противопоставление его такому обучению, при котором деятельность учащегося сводится к схеме: смотри - слушай – запоминай – повторяй, а учителя спроси и расскажи (в лучшем случае - объясни) – закрепи – задай на дом. Все признают, методическое однообразие этой схемы сдерживает развитие познавательных способностей учащихся. В то же время анализ методической литературы и практики школы показывает, что в понимании самой сущности проблемного обучения и его реализации есть разные направления.
Сторонники одного из них считают обучение проблемным, если часть учебного материала школьники изучают самостоятельно, выполняя задания учителя, которые, как правило, даны в форме «почему» и требуют поиска новых географических сведений. Традиционные вопросы для экстатических бесед на сравнение, на установление связей при этом называют проблемными.
Другое направление (пока менее распространенное) – понимание проблемного обучения, как отражения школьной географии, ее преподавании истории (не исторического подхода или принципа историзма, которые означают рассмотрение изучаемых объектов, явлений в развитии, а именно истории научного знания, науки) и методов науки. Познание истории науки через хронологию крупнейших научных открытий, имена ученых, но главное через объяснение возникающих перед наукой проблем, выдвигаемых при этом гипотез, путей их проверки и «перевода» в теории, методов науки через ознакомление школьников со способами добывания и систематизации географических знаний и целенаправленное обучение их этим способом.
Представляется, что именно такое понимание проблемного обучения правильно раскрывает его сущность. Ведь разговор о нем возникает только тогда, когда стало ясно- большой объем знаний еще не делает ученика готовым к самостоятельному поиску новых истин, необходимо овладение не только содержанием общественной культуры, но так же способами ее воспроизводства и развития.
Действующие программы и учебники позволяют представить в виде проблем лишь задачи или прикладные проблемы географии, так как методология, построение теории, приемы доказательств (чисто научные проблемы отражены в них недостаточно).
Таким образом, рассмотрение только содержания проблем и задач, решаемых географической наукой не реализует полностью идеи проблемного обучения. Обучение можно считать проблемным в том случае, если изучение научного знания о географических объектах и явлениях сопровождается постановкой вопроса – как получено новое знание.
Будут ли с этим способом учащиеся ознакомлены по средствам объяснения учителя или классной беседы, прочитают в учебнике или определят их самостоятельно по заданию педагога – это уже область методов и приемов преподавания. И проблемные задания отличаются от других не условиями выполнения (стандартная или новая ситуация), не видом (вопрос, задача, текст) и не формой учебной деятельности ученика, а прежде всего познавательной функцией. Следует вновь подчеркнуть - учителя географии всегда стремились активизировать познавательную деятельность школьников, но одна направлялась главным образом на изучение самих географических объектов, процессов. Это и сегодня преобладает в осуществление проблемного обучения на уроках географии.
Еще один способ и педагогический момент, почти забытый, но прямо связанный с постановкой проблемного обучения, - вопросы учащихся. Именно они свидетельствуют об индивидуальных особенностях познавательного процесса и позволяют учителю своевременно корректировать методику формирования у школьников получения знаний. Но наблюдения показали, что вопросы учащихся к учителю или друг другу на уроках географии – явление редкое. Бывший «почемучка» в школе перестает задавать вопросы. Это положение исправляется как раз в процессе проблемного обучения, обязательно предполагающего атмосферу раздумий, рассуждений, аргументированной защиты своих знаний и взглядов.
Но остаются вопросы, которые требуют разрешения. Это и методические подходы к формированию основных компонентов содержания среднего географического образования, виды и формы контроля за результатами обучения школьников, организация системы практических работ на местности, учебных экскурсий.

Powered by Drupal - Design by artinet