Средства обучения и методы географии

Значение средств обучения, особенно для формирования географических знаний и умений, трудно переоценить. Они выполняют две основные функции: познавательскую и функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Все средства обучения могут быть подразделены на три группы.
Учебник относится к вербально-информационным средствам обучения. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников. Наличие по каждому курсу двух – трех параллельных учебников - экспериментальных, пробных, стабильных - обеспечивает благоприятные условия для выбора той или иной методической концепции, заложенной авторами в каждом из учебников географии.
Учебники нового поколения формируют географическую культуру учащихся, которая включает географические знания и умения, географическое (пространственное) мышление и специфический язык географии, создают яркую и запоминающуюся научную картину мира.
Учебники помогают учителю организовать разнообразную познавательную деятельность учащихся, ориентируют учащихся на самостоятельное добывание знаний, развитие творчества, приобретение навыков самостоятельного учебного труда, сочетая при этом обще учебные умения (анализ, синтез, сравнение и др.) с географическими (работа с картой, описание, характеристики и др.), нацеливают их на практическое применение полученных географических знаний и умений.
Основу учебников географии составляет текст. При работе с объяснительным текстом учащиеся должны выявить причину развития изучаемого объекта или явления, раскрыть причинно- следственные связи, усвоить теорию, научные понятия, законы, принципы, обобщающие мировоззренческие выводы.
При работе с текстом возникает необходимость специального обучения учащихся мыслительным операциям анализа и синтеза.
Анализ - практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны объекта или явления в отдельности, как части целого.
Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника.
Известны три уровня работы с текстом:
• Познавательный (главная цель- усвоение);
• Аналитический (главная цель- критика);
• Творческий (главная цель- созидание нового).
Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространенные приемы работы с книгой:
• Выделение существенного;
• Смысловая группировка;
• Составление плана, тезисов, конспекта;
• Составление схем, графиков, диаграмм;
• Формулирование выводов;
• Чтение поиск;
Развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного.
Уже делая выписки отдельных фактов, названий, терминов, определений, выводов, цифровых данных и т.п., вдумчивый ученик разбирается в смысле текста, дает им оценку. Учителю следует обращать внимание на умение делать нужные выводы, время от времени проводить соответствующие беседы.
Составление тезисов также требует умения проводить анализ и синтез текста и одновременно совершенствует их. Тезисы более детально, чем план, расчленяют текст и выражаются в виде кратких утверждений, которые доказываются при помощи рассуждений. Тезисы позволяют выявить основные идеи текста, четко сформулировать их в определенной системе. Для составления тезисов школьники разбивают текст на несколько частей, выявляют в них самое существенное, определяют суть и значение каждой части и, наконец, формулируют четкие положения, утверждающие или опровергающие какие-либо высказывания, содержащиеся в тексте.
Наиболее сложна работа над конспектом, которая требует от ученика разнообразных умений и навыков ведения записей текстов. Проверить понимание содержания текста позволяют многочисленные вопросы и задания учебника различного уровня сложности.
Образовательная роль географии как школьного предмета во многом определяется тем, что ее основной частью являются карты, позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую разнообразную информацию.
В содержании школьных курсов географии заложены знания об особенностях карты, то есть карта рассматривается как объект изучения, а также знания географического содержания, то есть когда выступает как источник знаний (и как средство наглядности)
Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового использования. Научная картография обеспечивает все виды исследований в науках о Земле и планетах.
Именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями и объектами, их динамики, средство мониторинга и прогнозирования.
Велика роль научной картографии в изучении природных, социальных, экономических и экологических проблем, в раскрытии различных аспектов взаимодействия и функционирования природы и общества.
Располагать набором настоящих (не учебных) обзорно-географических и топографических карт своего края, района, области. Работа с этими картами способна пробудить активную практическую заинтересованность в изучении природы, населения и хозяйства родного края.
В последние годы практике преподавания географии в средней школе широко применяется прием моделирования новых карт. Этот прием позволяет учащимся глубже усвоить причинно-следственную зависимость изучаемых явлений природы.
Таким образом, карта является необходимым источником знаний, а умение работать с картой: читать ее, анализировать, сопоставлять карты различного содержания, создавать модели новых карт – является одним из основных географических умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе обучения географии.
Во вторую группу средств обучения объединяются наглядные пособия.
Наглядность – один из основных принципов преподавания учебных предметов. Создание ярких образов, представлений способствует усвоению знаний. Разумеется, что процесс познания не ограничивается зрительным образом действительности и восприятием модели, картины, условной схемы. Мышление, абстрагируясь от конкретных образов, устанавливает свойства, внутренние и внешние связи объекта или явления с другими объектами или явлениями, вскрывают те их стороны, которые непосредственно зрительно не воспринимаются.
Однако такая высокая ступень познания строится на законах реально воспринимаемого мира. В процессе обучения созерцание обычно соединено с мышлением, активизирует и конкретизирует его.
Одним из традиционных и старейших средств обучения географии являются картины. Учебные картины - это всегда обобщенное воспроизведение реальных объектов и, в отличие от фотографий подчеркивают главные, существенные признаки объекта или явления, что позволяет, с одной стороны, получить достоверную информацию о типичных признаках и особенностях предмета, а с другой - сравнительно легко отделить главное от второстепенного. Учебные картины могут быть использованы в разных дидактических целях: при изучении нового материала, его повторении и закреплении, а также для проверки уровня освоения учащимися полученных знаний.
К этой же группе средств наглядности относятся и таблицы по географии, обладающие большей степенью условности, чем картины. Таблицы предназначены в первую очередь для создания зрительной интерпретации цифрового материала, для раскрытия физико- географических процессов и явлений, для показа природных и производственных структур, их связей и отношений. Таблицы относятся к группе условно-графических пособий. В зависимости от способа изображения и подачи учебной информации они подразделяются на иллюстрированные, состоящие из ряда рисунков, сопровождаемых кратким пояснительным текстом; графические, изображающие объект или явление в виде диаграмм, чертежей, графиков т.д.; смешанные, представляющие собой сочетание иллюстрированного, текстового материалов. Иллюстрированные таблицы состоят из ряда частей, изображающих тот или иной графический объект.
Особый вид наглядности составляет графическая наглядность, которая объединяет таблицы, рисунки, графики, диаграммы и т.д.
В обучении географии широко применяются различные виды схем. Схему можно построить на любом материале и в любой теме, применять на разных этапах учебного процесса, но преимущественно – при объяснении нового материала и проверке знаний.
Графики - один из простых видов наглядных пособий. Это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линии на плоскости.
Нередко, для того чтобы график стал более наглядным и запоминающимся, вводят фоновые рисунки. Это очень важно для детей младшего школьного возраста.
По сложившейся в обучении географии традиции, диаграммы создаются в виде геометрических фигур (полос, кругов, квадратов.)
Одну из групп графических наглядных пособий образуют профили. Профиль- это условное изображение размещения объектов или явлений в вертикальной плоскости. Они служат важным дополнением к географическим картам, создавая наглядное представление о вертикальном распределении природных явлений, т.е. представления, которые не отражает наглядно географическая карта в силу того, что на ней все проецируется только на горизонтальную плоскость. По характеру изображений можно условно выделить два вида профилей, применяемых при обучении географии. Первый из них можно условно назвать профилем –рисунком, профилем –эскизом. При создании такого профиля стараются дать обобщенный простейший, графический образ.
Очень часто применяются рисунки-разрезы, на которых изображают внутреннее строение гор, вулканов, земной поверхности. Связь внутреннего строения с внешним видом местности удачно передают блок- диаграммы. Они объединяют разрезы с перспективными рисунками и представляют собой изображения участков территории, передающие схематический внешний вид поверхности и ее внутреннее строение.
Особую группу средств обучения составляют экранные пособия-диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, транспаранты.
Целевая направленность выпускаемых диапозитивов и диафильмов сводится к тому, чтобы иллюстрировать изучение определенной темы школьной географии. Поэтому чаще всего они применяются при изучении нового материала, значительно реже при проверке знаний учеников.
Транспаранты дают возможность воспроизвести сложное изображение объекта или явления на экране поэтапно.
Следующая группа экранных средств наглядности отличается динамичностью в подаче материала и звуковым оформлением. К ней относится учебное кино, кинофрагменты, телепередачи, видеозаписи, видеофильмы. Учебное кино – наиболее значимое наглядное средство обучения, которое позволяет учащимся ближе всего подойти к непосредственному восприятию действительности.
Фильмы, предназначенные для сообщения новых знаний, иллюстрируют слово учителя, подтверждают его зрительным рядом. Некоторые из таких фильмов могут служить самостоятельным источником знаний. Однако большинство из них построены с опорой на объяснительно-иллюстративный метод. Нередко, обладая хорошей информативностью, они превращают учащихся в пассивных зрителей, не способствуя развитию мышления школьников.
Особый вид учебных фильмов представляют так называемые кинофрагменты. Это законченные маленькие фильмы продолжительностью демонстрации до 5 минут. Каждый из них посвящается одному узкому вопросу программы, показывая, как правило, одно из явлений природы, какой-либо природный или хозяйственный объект.
Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о географических закономерностях.
Таким образом, основные средства обучения были рассмотрены нами как материал, способствующий развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции, самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формулировать обоснованные выводы. Для развития операции мышления учитель использует возможности всех методов обучения.
Вопрос о том «Как обучать» особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Обучение в школе должно привить учащимся умение ставить в начале своей деятельности цель, находить рациональные пути ее достижения, добиваться успехов в этой деятельности.
Несмотря на то, что методами обучения пользуются с самого возникновения школы, до сих пор нет единого понимания их сущности. Одни авторы определяют методы как совокупность приемов учебной работы, другие – как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию, третьи, как форму содержания обучения. Однако ни одно из этих определений не отражает сущности методов обучения. Что же такое методы обучения?
Цели, содержание и методы обучения - наиболее общие категории дидактики и методики. Они тесно между собой связаны и исторически изменяются. Цели общеобразовательной школы, которые задает ей общество, вызывают изменение содержания обучения, которое в свою очередь ведет к поиску новых активных методов обучения. Методы обучения в современной школе рассматриваются с позиции особого внимания к организации учебно-познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Школьников необходимо специально обучать способам и приемам рациональной и эффективной учебной деятельности. В решении этой задачи велика роль методов обучения.
В дидактике сформулировано наиболее полное определение методов обучения. Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем. Такой многоаспектный подход к определению методов обучения особое внимание обращает на формирование у школьников общих умений и навыков учебной деятельности, делает их активными участниками учебного процесса, заинтересованных в результатах учебного познания.
Таким образом, характерными признаками понятия «метод обучения» являются: цель, которая определяет систему действий, необходимых для достижения этой цели, средства, с помощью которых эта цель будет достигнута, а также объект, на который эта система действий направлена. Каждый метод имеет сложную структуру, детерминирован целями и содержанием учебного предмета, а также характером познавательной деятельности учащихся (схема 1).
Из определения методов обучения следует, что они имеют внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя сторона выражена в действиях учителя по выбору источников знаний, с которыми организуется работа учащихся. Иными словами, это объективный аспект в методах, и выражен он связью методов с содержанием учебного материала, который бывает представлен в различных средствах обучения. Внутренняя сторона методов - это умственная переработка школьниками учебной информации, осознание ими знаний, соседства действий. Эта деятельность ненаблюдаемая, так как осуществляется посредством логических операций. Учитель получает о ней информацию тогда, когда контролирует результаты учебного труда школьников. Этот субъектный аспект методов находится в прямой зависимости от особенностей учащихся, от степени их обученности и обучаемости, от личных качеств учителя, его методического мастерства и таланта. Это наиболее гибкие и динамичные свойства методов обучения.
Таким образом, характер усвоения учебного материала школьниками определяется с одной стороны обучающими воздействиями учителя и средств обучения, с которыми работают учащиеся. Это внешние условия. Индивидуальная готовность каждого ученика к восприятию обучающего воздействия и мастерства учителя- это внутренние условия. Эти две стороны методов находятся в тесном единстве. Поэтому главный признак методов обучения – единство обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся.

Powered by Drupal - Design by artinet