Виды проблемного изложения

Проблемное обучение можно организовать двумя способами: специально излагать уче5бный материал или организовывать самостоятельную работу учащихся в условиях предварительной созданной проблемной ситуации. Практически на одном уроке никогда не используется один какой – либо способ, а сочетание нескольких способов в зависимости от поставленной цели урока. В географии чаще всего применяется сочетание проблемного изложения учебного материала с системой поисковых задач, но бывают и другие сочетания.
Основное отличие проблемного изложения учебного материала от обычного состоят в том, что в первом случае имеется хотя бы попытка ученика проанализировать ситуацию и сформулировать основной вопрос. Проблемное изложение по своей структуре и уровню познавательной деятельности учащихся бывает не однородным. Можно выделить тир вида проблемного изложения, так как любой материал можно изложить учащимся с различным уровнем проблемности.
Первый вид проблемного изложения характеризуется тем, что учитель включает в изложение целый ряд информационных вопросов и создает проблемные ситуации. Учитель объясняет материал и показывает способы анализа проблемной ситуации и формулировки проблем. Он сам отвечает на поставленные вопросы, сообщает главные выводы. Ученики же проявляют усиленный интерес к учебному материалу и пытаются самостоятельно решить некоторые вопросы, но им не хватает знаний или исходного материала, который предстоит получить.
Второй вид проблемного изложения характеризуется системой информационных и проблемных вопросов. Материал делиться на части, в каждой из которой создается проблемная ситуация. Учитель показывает логику исследования поставленного вопроса учеными в истории науки, то есть пути научного открытия. Учащиеся привлекаются к анализу фактического материала и совместному обобщению. Усваивая логику изложения, они пытаются подражать этому образцу, пытаются формулировать проблему и решать ее.
Третий вид проблемного изложения отличается от второго не только наличием системы информационных и проблемных вопросов, но и организацией небольших самостоятельных творческих работ учащихся. Путь к истине учащиеся ищут вместе с учителем.
Выбор способа организации учебного процесса зависит от методов преподавания, дидактической цели, содержания учебного материала, степени подготовки учащихся.

Powered by Drupal - Design by artinet