Текстовые проблемные ситуации

Существует еще два способа создания проблемных ситуаций, обеспечивающих активную познавательную деятельность учащихся. Их выбор зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся.
Один из этих способов – умелое использование учителем, так называемых текстовых проблемных ситуаций. Нередко характер текстовых отрывков позволяет преподносить их в качестве учебно-познавательных задач, требующих от учащихся использования знаний, умений в новых ситуациях. Известно, что перенос знаний в новые ситуации способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся.
Наличие текстовых проблемных ситуаций обусловлено либо особенностями и содержанием учебного текста, либо характером его изложения. Текст учебников иногда содержит новые для учащихся факты, и не дает им объяснения либо имеют некую «противоречивость», требующую определенного разъяснения. Задача учителя заключена в умелом отборе таких текстов и текстовых отрывков, в ориентировании учащихся на решении учебных проблем. В зависимости от уровня знаний и умений учащихся учителем может быть организована, или полностью самостоятельная или, частично – поисковая деятельность учеников.
Скрытую в тексте проблему, учащиеся могут определить самостоятельно, но ее может поставить и учитель. Если выявленная проблема окажется непосильной для самостоятельного решения, то в таких случаях либо проблему решает сам учитель, раскрывая перед учащимися логику поиска ответа, либо, вовлекает их в совместный поиск ее решения, опираясь на имеющиеся знания.
При отборе текстовых отрывков учитель должен помнить, что в каждой проблеме должно быть что-нибудь известное учащимся, которое будет основой решения этой проблемы и условием осуществляемого поиска, и что-то неизвестное, вступающее в противоречие с известным и являющейся движущейся силой мыслительной деятельности.
Вот текстовые проблемные ситуации:
6 класс (учебник Максимов Н. А. «Физическая география»). На странице 64 написано: «Много оврагов на Среднерусской возвышенности», но объяснения к этому факту не дано. Учитель задает вопрос: «Почему на Среднерусской возвышенности много оврагов?» Учащиеся могут самостоятельно ответить на этот вопрос, который требует установления определенных взаимосвязей элементов природы. При ответе они должны использовать содержание всего текстового отрывка.
7 класс (учебник Коринская, Прозоров, Щенев. «География материков», 1993г.). На странице 28 сказано: «Северная и Западная части материка ниже Южной и Восточной здесь больше, чем в других частях Африки, низменностей и крупных котловин, огромные площади покрыты осадочными породами». Учитель спрашивает: «Чем объяснить, что северная и западная части материка имеют более низкие абсолютные отметки по сравнению с южной и восточной частями?» Объяснение особенностей формирования рельефа Африки в общих чертах дано в учебнике, однако для ответа на этот вопрос этого недостаточно. Учащимся необходимо использовать карты атласа (прием наложения), сопоставить несколько данных, и только тогда верный ответ будет найден.
Ответы на все эти вопросы требуют от учащихся, с одной стороны, знания географических закономерностей с привлечением знаний из курсов 5 и 6 классов, а с другой стороны – поиски ответов на эти вопросы способствуют осознанию учащимися того, что природные компоненты и взаимосвязи между ними определяют характер природно-территориальных комплексов.
Аналогичные задачи учащиеся решают в процессе поисков ответа на вопрос, который можно задать, прочитав текст на странице 191 учебника. «Растительность на северных островах тундровая, на южных – лесная, состоящая из хвойных и широколиственных пород». Вопрос: «Почему на северных островах Курильской гряды преобладает один тип растительности, на южных – другой, хотя везде господствует муссонный климат?»
Необходимо помнить, что использование текстовых проблемных ситуаций должно идти в строгом соответствии с дидактическими целями уроков и учебными возможностями учащихся.
Если школьники умеют работать с текстом учебника и решают учебные проблемы, то выявление текстовых проблемных ситуаций и их последующее решение будет способствовать повышению познавательного интереса к географии и достижению целей развивающего обучения.

Powered by Drupal - Design by artinet