Проблемы исторической судьбы россии в русской философии XIX века

Конец ХVIII – начало ХIХ вв. – это время, когда происходит становле-ние русской философии как теории. С одной стороны, это был процесс ак-тивного освоения и развития западной философии, особенно немецкой. С другой – на духовную жизнь России существенное влияние оказывало ее историческое развитие: становление мощного российского государства, со-провождавшегося стремлением правящих кругов к поддержанию единооб-разия во всем. Именно в 40-х годах ХIХ в. сознательно делается попытка выработать официальную идеологию, все содержание которой свелось к формуле: "православие, самодержавие, народность", которые якобы и соот-ветствовали идеалу великой России. Это стремление имело под собой поч-ву: во-первых, православие в России уже стало народной религией и могло претендовать на выражение духовных устремлений нации; во-вторых, само-державие как принцип управления огромной страной тоже не исчерпало своих возможностей; в-третьих, реальным было и объединение всех соци-альных групп России под одной идеологией.
Но этому устремлению не суждено было стать единственной реально-стью, хотя официально не допускалось существования наряду с ним других мнений. И тем не менее все происходящее имело обратную реакцию: до-вольно отчаянную попытку представителей прогрессивной общественности поднять вопросы, касающиеся исторической судьбы России. И среди них – почти легендарная фигура П.Я. Чаадаева.

Powered by Drupal - Design by artinet