Русская философско-этическая мысль. Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский (1821-1881) – особое явление в развитии русского философского самосознания; он носитель наиболее характерных его черт в их единстве. Достоевский – философ, наиболее глубоко осознавший осо-бенности русского мировосприятия и миропонимания и придавший ему тот вид, который позволил русской философской культуре стать частью миро-вой культуры. Нетрадиционность философских выводов Достоевского, от-ражение в них глубинных основ Бытия и потому противоречивость содер-жания в них этого отражения по отношению к внешним проявлениям жиз-ни уже изначально предопределили значительную непонятность и непри-ятие мыслителя современниками, последующими поколениями. И только тогда, когда внутреннее понимание становилось внешним, ощущаемым, возникало осознание величия духа Достоевского и тех невозвратимых по-терь, которые связаны с поверхностным отношением к его философии.
Русские мыслители следующих после Достоевского поколений творили под воздействием идей Достоевского, указывая на его роль как философа. Так, С.Н. Булгаков писал, что в романах Достоевского заключается больше подлинной философии, нежели во многих томах философских сочинений, отмечая при этом, что понимание общего значения философии Достоевско-го остается и надолго останется уделом лишь немногих и, может быть, рас-кроется лишь в будущих временах. Но будущие времена это не только ХХ в. Именно потому, что идеи Достоевского носят философский характер, они и выходят за рамки любого конкретного времени. Это идеи о Бытии вообще, о человеке в нем, о смысле жизни и способе существования, об экзистенци-альных проблемах, о добре и зле как неотъемлемой природе и сущности че-ловека, о любви как уникальном сущностном чувстве человека. Философ-ские идеи Достоевского – это философское самосознание, определение на-значения и значимости философского постижения жизни для человека и об-щества.
Формировавшиеся на протяжении всей предшествующей истории в русской философской культуре такие черты, как отсутствие беспристраст-ности, правдоискательство, богоискательство и т.п. приобрели у Достоев-ского особое выражение: они стали целеполагающими осознанными осно-вами его мировоззрения. Высокие нравственные ценности стали у Достоев-ского основным оценочным критерием при определении значимости фило-софских выводов.
Приверженность Достоевского идее социальной справедливости опре-делила его критическое отношение к действительности, сочувствие к обез-доленным сделало его членом общества петрашевцев и социалистических кружков, заставило его активно включиться в антигосударственную дея-тельность. За это в течение более десяти лет – арест, тюрьма, смертный приговор, замененный каторгой и солдатчиной. Двадцать последних лет жизни – годы творчества, формирование самостоятельного, почти уникаль-ного, а потому так трудно постижимого, философского мировоззрения, по-зиции, понять которую можно лишь в контексте не только русской, но и мировой культуры.

Powered by Drupal - Design by artinet