Эллинизм и разложение античной философской традиции

Своеобразие эпохи эллинизма. Эллинизм и проблема периодизации античной философии. Эллинистическая философия как учение и образ жизни. Фигура мудреца в эллинистической культуре. Сократические школы (мегарики, киренаики, киники) и начало эллинистической философии. Субъективизм в трактовке человека, истины и добродетели в сократических школах.
Антисфен как родоначальник кинизма. Подчинение теории практике. Киники в качестве первых номиналистов в европейской философии. Удовольствие как зло. Идеал автаркии и отказ от гражданского долга. Противоречивый характер кинической аскетики. Кинизм и цинизм. Диоген Синопский как воплощение безмерности. Кинизм и космополитизм. Киническая философия в качестве доктрины и позы.
Учение Эпикура об удовольствии как основе жизни. Материалистическое обоснование этого принципа. Атомизм Эпикура и его отличие от атомизма у Демокрита. Каноника как логическая часть учения Эпикура. Эпикур в качестве античного просветителя. Боги как совершенные существа. Был ли Эпикур атеистом? Освобождение от страха и страданий - назначение эпикурейской этики. Этика Эпикура как этика частного лица.
Зенон из Китиона - основатель стоицизма. Связь стоицизма с кинизмом. Ранние, средние и римские стоики. Соотношение физики, логики и этике в стоицизме. Логическое учение стоиков о словах как бестелесных знаках. Космология стоиков в качестве одной из ранних форм пантеизма. Понятие пневмы и сперматического логоса. Огонь Гераклита и Бог стоиков. Бог как сперматический логос. Душа как напряженная огненная пневма. Этика стоицизма в качестве первой теодицеи. Четыре способа "оправдания" зла и страданий. Понятие судьбы и фатализм. Свобода как познанная необходимость. Мудрость как апатия и атараксия. Путь разумного самоограничения страстей. Стоический идеал смирения и претерпевания в качестве предтечи христианства. Противопоставление в стоицизме телесного и бестелесного.
Античный скептицизм и его эллинистическая форма. Крайний скептицизм Пиррона. Счастье как воздержание от суждений и жизненная невозмутимость. Тропы Энесидема в поддержку релятивизма.
"Примирение" философских споров античности в эклектицизме.
Первоисточники:
1. Антология кинизма. М., 1996.
2. Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х томах. М., 1975-1976.
3. Фрагменты ранних стоиков. Т. 1. Зенон и его ученики. М.,1998.
4. Хрестоматия по эллинистическо-римской философии. Свердловск, 1987.
5. Эпикур. Письма. Главные мысли / Лукреций. О природе вещей. М., 1983.
Дополнительная литература:
1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998.
2. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.
3. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1998.
5. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1998.
6. Лосев А. Ф. Словарь античной философии. М.,1995.
7. Мареев С. Н. Мареева Е. В. Введение в историю философии. Ч. 1. Античная философия. М.,1995.
8. Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М.. 1995.
9. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.,1997.
10. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.
11. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Powered by Drupal - Design by artinet