Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики

Два начала схоластики: Эриугена и Ансельм Кентерберийский. Периодизация средневековой схоластики и её основные задачи. Наследие Аристотеля и роль "учителя средневековья" Боэция в формировании логических основ схоластики. Схоластическая диалектика как искусство разделения на роды и виды. Тринитарная проблема и её решение Боэцием с помощью понятий "субстанция", "атрибут" и "акциденция". Трактовка Боэцием универсалий. Проблема соотношения общего и отдельного, единого и многого и спор об универсалиях. Ансельм Кентерберийский и позиция крайнего реализма в средневековой схоластике. Онтологическое доказательство бытия Бога. Ансельм и особенности средневекового рационализма. Связь реализма с платонизмом. Его отрицание номинализмом ХI-ХII веков. Крайний номинализм Иоанна Росцеллина. Решение Росцеллином тринитарной проблемы. Номинализм и материализм. Концептуализм Петра Абеляра. Абеляр об универсалиях как общем в самих вещах. Универсалия как объективное значение вещи.
Распространение аристотелизма как следствие арабского нашествия в Европу. Аристотелизм и материалистическая трактовка души и тела, разума и воли, иерархии форма бытия. Усилия церкви по приспособлению Аристотеля к христианской доктрине. "Сумма теологии" Фомы Аквинского и обретение христианской философией своего особого предмета. Суть томизма как постижения Бога через его творение. Роль аристотелевского гилеморфизма в создании Фомой иерархии форм бытия. Фома Аквинский о творении Богом "первой материи". Систематизация Фомой доказательств бытия Бога. "Примирение" противоположных позиций в учении Фомы об универсалиях. Христианские коррективы в учении Аристотеля о душе. Соотношение познавательных способностей людей, ангелов и Бога в томизме. Томизм в качестве позиции католической церкви.
Борьба с томизмом в позднем Средневековье. Номинализм ХIV-ХV вв. и развитие опытной науки. Учение о "двойственности истины" и разграничение философии и теологии по предмету и методу. Иоанн Дунс Скот о невозможности компромисса между аристотелизмом и христианской теологией. Противопоставление Скотом рационализму Фомы волюнтаризма Августина. Победы скотизма над томизмом, францисканцев над доминиканцами. "Бритва Оккама" и победа в лице Оккама номанализма над реализмом. Номинализм и завершение схоластики. "Отмена" универсалий и метафизики как путь к упразднению предмета теоретического знания.
Первоисточники:
1. АбелярПетр. Тео-логические трактаты. М., 1995.
2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.
3. Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. М.,1969.
4. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М.,1990.
5. Фома Аквинский. Теология и наука. Естественная теология. Метафизическая теория бытия и теория познания. / Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
6. Хрестоматия по истории философии. Ч.1. М.,1994.
Дополнительная литература:
1. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
2. Быховский Б. Э. Сигер Брабантский. М., 1979.
3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.
4. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб., 1994.
5. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга первая. М., 1995.
6. История философии в кратком изложении. М., 1994.
7. Краткая история философии. М., 1997.
8. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 1994.
9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Powered by Drupal - Design by artinet