Философия эпохи Возрождения и Реформации

Социально-политическое и культурное своеобразие эпохи. Гуманизм и индивидуализм в культуре Возрождения. "Оборотная сторона титанизма" (А.Ф.Лосев) и её осмысление в работах Н.Макиавелли. Искусство Возрождения и воссоздание "идеальных типов". "Идеальный тип" (М.Дворжак) как воплощение идеального в реальном. Исследование искусства Возрождения в работах Альберти и Вазари.
Роль Данте Алигьери в формировании возрожденческого гуманизма. Соотношение художественной и философской стороны творчества Данте. Влияние аверроиста Сигера Брабантского и неоплатоников на формирование его мировоззрения. Данте о полном размежевании светской и церковной областей, влияния императора и папы. "Человечество" в качестве нового субъекта в работах Данте. Двойственная детерминация человека Богом и природой (по аналогии с Христом). Независимость земного назначения людей и неприятие аскетизма в творчестве Данте. Место любви в очищении души. Воспитание души как движение от природных склонностей к духовным устремлениям. Мистика света в процессе вознесения к Богу. Осуждение взглядов Данте томистами.
Франческо Петрарка как "первый гуманист". Петрарка в качестве пропагандиста античной культуры. Отрицание им схоластической учености. Полемика Петрарки с аверроистами и двойственное отношение к Аристотелю. Стремление к возрождению этической стороны христианства. Самоутверждение личности как высшая цель человека.
Влияние эпикуреизма на взгляды Лоренцо Валлы. Попытка соединения эпикурейства со стоицизмом. Валла о бесплодности теологии в её "диалектическом" осмыслении религиозной жизни. Роль чувства в жизни человека. Естественность наслаждений тела и души. Идеал благополучия как единство телесного и духовного. Отрицание практики аскетизма. Ересь Валлы о райском блажестве как удовольствии и предание его анафеме католической церковью.
Роль платонизма в философской жизни Возрождения. Воссоздание платоновской Академии во Флоренции (1459) как вызов аристотеликам. Взгляды основателя флорентийской Академии византийца Плетона (Георгиос Гемистос). Марсилио Фичино о философии как "сестре богословия". Его позиция в споре со схоластами о соотношении Бога и мира. Различие между теизмом, деизмом, пантеизмом и панентеизмом. Душа в качестве copula mundi - связующего звена между Богом и миром. Платоническая любовь как космическая сила. Увлечение "естественной магией" для воздействия на духовные силы вещей. Мистические настроения Фичино и поиски им универсальной религии. Христианство как усовершенствованная античность. Перспектива совершенствования христианства как предчувствие Реформации.
Соединение платонизма, аверроизма, номинализма и восточных верований в эклектических воззрениях Пико делла Мирандолы. 900 тезисов Пико обо всем познаваемом. Величие человека как творца самого себя. Изменчивая природа человека как предпосылка метемпсихоза. Возможности естественной магии в воздействии на тайные силы природы. "Царство человека" как высшая цель мироздания. Изучение Каббалы. Мистика как средство возвышения человека. Отрицательное отношение к астрологии как ограничивающей человеческую свободу.
Аристотелики Возрождения против томистской версии этого учения. Болонские аристотелики( последователи античного комментатора Александра Афродисийского) против аверроистского варианта падуанцев. Проблема бессмертия души на острие спора падуанцев и болонцев. Пьетро Помпонацци как глава болонской школы. Учение Помпонации - новые взгляды в схоластической форме. Детерминизм и границы индивидуального выбора. Отрицание ответственности за грехи. Обусловленность мирового зла. Воля Бога как проявление всеобщей необходимости. Доказательство смертности души человека и возможности бессмертия в мышлении общими понятиями. Амбивалентность души в отношении материального и божественного. Смысл жизни - не спасение души, а блаженство рационального познания. Вывод о том, что в силу недоказуемости в бессмертие души нужно верить. Публичное сожжение книги Помпонацци "О бессмертии души".
Творчество Николая Кузанского как противоречивый синтез Средневековья и Возрождения. Отождествление предмета философии и теологии. Связь теологии и математики. Чувство, рассудок и разум как способности ума. Соотношение разума и веры в учении Кузанского. Понятие "ученого незнания". Символическая форма знания об абсолютном и бесконечном как совпадении противоположностей. Мистицизм как средство против схоластики. Элементы теизма, пантеизма и панентеизма в учении Николая Кузанского. Диалектика единого и многого, конечного и бесконечного в решении вопроса об отношении Бога и мира. Космология Кузанского как подготовка открытий Коперника, Кеплера, Галилея. Учение о совпадении противоположностей и богочеловеческая природа Христа. Человек как микрокосм и "второй Бог". Роль ума и искусственных произведений в уподоблении человека Богу.
Пантеизм Джордано Бруно как развитие идей Николая Кузанского. Материальное Единое как причина сущего. Соотношение материи и "души мира". Всеобщая одушевленность у Бруно - вызов христианскому креационизму.
Связь Реформации с Ренессансом как возвращением к истокам. Единство Реформации и Ренессанса в критике схоластики с позиции самоочевидности личного опыта. Идеологи Реформации против гуманистов Возрождения в обожествлении человека. Реформация против Ренессанса в отождествлении Бога и мира.
Возвышение Лютером раскаяния как единственного пути к Богу. Отказ от церкви как посредника на этом пути. Лютер о "mea culpa"(моя вина) как причине разложения церковно-религиозной жизни. Личное и историческое раскаяние как "основной метод Реформации".
М. Лютер о попытках рационального познания Бога как соблазне. Личная вера как основа постижения Бога. Идеология Реформации как последовательный фидеизм ("sola fide" - спасение только верой). Вера в качестве определения воли. От личной веры к независимому мышлению. Теория двойственности истины в трактовке Лютера.
Трактат "О рабстве воли" Лютера против трактата "О свободе воли" Эразма Роттердамского. Протестантизм о сосредоточенности на божественном предопределении как основе независимости в земных делах. Вера против свободы воли. Феномен "рабской воли" как предпосылка независимости личной веры от церковной и светской власти.
Человек как существо, осознавшее греховность своей природы. Пессимизм как условие человеческого достоинства. Формирование представления о мирской аскезе как покаянно-искупительной жизни и труде. Жизнь как небесное поручение и религиозно-мотивированная предпринимательская этика. Ф. Меланхтон против Лютера в вопросе христианского обоснования права собственности. Покаянное и добродетельное распоряжение имуществом в пользу другого. Вытеснение благотворительности в виде подаяния благотворительным инвестированием. Идеология Реформации и религиозное обоснование прав человека.
Первоисточники:
1. Бруно Д. Диалоги. М., 1998.
2. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
3. Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1998.
4. Лютер Л. Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1992.
5. Макиавелли Н. Сочинения. СПб., 1998.
6. Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. М., 1979 - 1980.
7. Помпонацци П. Трактаты "О бессмертии души", "О причинах естественных явлений". М., 1990.
8. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.
Дополнительная литература:
1. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб., 1994.
3. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
4. Доброхотов. А. Л. Данте. М., 1990.
5. История диалектики XIV-ХVIII вв. М., 1974.
6. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга вторая. М., 1996.
7. История философии в кратком изложении. М., 1994.
8. Краткая история философии. М., 1997.
9. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
10. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. М., 1984.
11. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. СПб., 1994.

Powered by Drupal - Design by artinet