Эволюция эмпирической философии Нового времени: Бэкон - Локк - Беркли - Юм

Своеобразие экспериментальной науки Нового времени. Её связь с промышленной практикой. Перемещение философских исследований в область теории познания, логики и методологии науки. Связь эмпирической философии Нового времени со средневековым номинализмом.
Разновидности опытного знания. Отличие эмпиризма от сенсуализма. Эмпиризм как предпосылка материалистической и идеалистической философии.
Традиции английской философии и развитие эмпиризма. Ф. Бэкон как переходная фигура от английского Возрождения к Новому времени. Политическая деятельность Бэкона и его творческая биография. Социальная роль науки и техники в утопии "Новая Атлантида". Суть положения "Знание - сила". Единство знания и пользы. Бэкон о человеке как "слуге и истолкователе Природы". Поиски всеобъемлющей "естественной" философии. Проект "Великого Восстановления Наук" и написание "Нового органона". Критика схоластики и учение об "идолах". Очищение разума как предпосылка развития науки. Бэкон об эксперименте как основе научного познания. Индуктивная логика и её роль в опытной науке. Сила и слабость индуктивного метода. Учение Бэкона о материи, движении и причинности. Отрицание Бэконом целевой причины. Выяснение формальных причин как предмет философии. Создание таблиц позитивных, негативных, сравнительных и прерогативных инстанций. Качественная и количественная ограниченность мира как предпосылка бэконовских таблиц. Бэкон и формирование механицизма Нового времени. Принцип "естественной морали" и его место в учении Бэкона о человеке.
Д. Локк как политик и философ. "Опыт о человеческом разумении" и отрицание сверхопытного знания. Локк о душе в качестве tabula rasa. Аргументы против "врожденных идей" и "врожденных принципов". Различие между внешним и внутренним опытом. Мышление как одно из свойств души. Размышление как преобразование простых идей в общие идеи. Игнорирование своеобразия разума как мышления в понятиях.
Трактовка теоретического знания с позиций эмпиризма и номинализма. Локк о субстанции как сложной идее. Реальная и номинальная сущность. Номинальная сущность как совокупность общих признаков вещей. Предпосылки субъективного идеализма и скептицизма в учении Локка о первичных и вторичных качествах.
"Опыт новой теории зрения" Д. Беркли и аргументация в пользу субъективного идеализма. Критика первичных качеств вещи в учении Локка. Вещи как "комплексы наших ощущений". "Быть - значит быть воспринимаемым". Отрицание материальной субстанции и материалистической философии. Единичный субъект в качестве начала мира и тупик солипсизма. Движение у Беркли от субъективного к объективному идеализму.
Беркли как противник механистического естествознания. Отказ от материальной и формальной причинности в пользу целевой. Цель создателя в качестве духовной причины вещи. Бог как субстанция и источник наших ощущений. Отрицание творения Богом материи как своеобразие позиции епископа Беркли.
Скептицизм как последовательное выражение эмпиризма в теории познания. Сомнение как главное оружие философа. Критика Д. Юмом материальной и духовной субстанции с позиции чувственного опыта. Иллюзорность человеческого Я, его совпадение с перцепцией. Фанатизм как исток религиозности. Моральные основания существования религии. Юм о роли психологического фактора в различении истинного и ложного знания. Очевидность демонстрационного доказательства как критерий истинности теоретического знания. Привычка как гарант достоверности обыденных суждений.
Деление "душевных восприятий" на впечатления и идеи. Мышление как упорядочение данных опыта. Три типа отношений между идеями и впечатлениями: сходство и различие, пространственное и временное сосуществование, причинно-следственная связь. Редукция Юмом причинности к пространственно-временной последовательности. Отрицание причинных связей и необходимого и общезначимого знания о них. Скептицизм и отрицание специфики содержания и формы теоретического знания. Скептицизм Юма и его проявление в социально-политических и экономических воззрениях.
Первоисточники:
1. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. М., 1978.
2. Беркли Д. Сочинения. М., 1978.
3. Локк Д. Сочинения в трех томах. М., 1985 - 1988.
4. Юм Д. Трактат о человеческой природе. В двух томах. М., 1995.
5. Юм Д. Малые произведения. М., 1996.
Дополнительная литература:
1. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб.,1994.
2. Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1988.
3. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга вторая. М., 1996.
4. История философии в кратком изложении. М., 1994.
5. Краткая история философии. М., 1997.
6. Михаленко Ю. П. Ф.Бэкон и его учение. М., 1975.
7. Проблема методологии научного исследования в философии Нового времени. М., 1989.
8. Соколов В. В. Европейская философия XV - XVII вв. М., 1984.
9. Соловьев Э. Ю. Феномен Локка / Прошлое толкует нас. М., 1991.
10. Субботин А .Л. Фрэнсис Бэкон. М.,1974.

Powered by Drupal - Design by artinet