Рационалистическая философия Нового времени: Декарт - Спиноза - Лейбниц

Р.Декарт как основоположник рационализма в философии Нового времени. Вклад Декарта в науку (математика, космогония, физика, физиология). Декарт о характере метафизического знания и соотношении философии и науки. Рационализм о соотношении разума и чувства. Отличие скептического сомнения от методического сомнения Декарта. "Врожденные идеи" как исток теоретического мышления. "Cogito ergo sum": мыслящее Я в качестве первичной достоверности познания. "Рассуждения о методе" и соотношение интеллектуальной интуиции и дедукции. "Правила для руководства ума" о процедурах научного исследования.
"Начало философии" и учение Декарта о субстанциях протяженной(substantia exstensa) и мыслящей(substantia cogitas). Субстанция как причина самой себя. Бог как координатор двух миров и гарант истинности наших знаний. Деистическая идея Декарта о божественном первотолчке. Материалистическая направленность механистической физики Декарта. Борьба с атомизмом.
Декарт о теле как автомате. Отличие движений тела от деятельности мышления. Декарт и психофизическая проблема. Мозг как седалище души. Окказионалисты А. Гейлинкс и Н. Мальбранш о природе психофизического параллелизма.
Преодоление дуализма Декарта в учении Б. Спинозы. Пантеистическая идея Спинозы о совпадении Бога и Природы. Бог как творческое начало природы. Преследования Спинозы со стороны христианского и иудейского духовенства, критика его деистом Вольтером.
Мышление и протяжение как атрибуты единой субстанции. Конечное тело как модус бесконечной субстанции. Действия по форме других тел как особенность мыслящего модуса. Спиноза о мышлении как деятельности мыслящего тела, а не чистого духа. Решение Спинозой психофизической проблемы и новый взгляд на природу идеального.
"Этика" Спинозы: противоречие между предметом и геометрическим методом. Признание самодетерминации в отношении субстанции и механицизм и фатализм в трактовке модусов, включая человека. Исходный смысл тезиса о свободе как познанной необходимости. Спиноза о возможностях познания как обуздания низких страстей. Познание как высшее блаженство. Высшая страсть как интеллектуальная любовь к Богу.
Г. В. Лейбниц как ученый и первый президент Прусской Академии наук. Создание Лейбницем системы идеалистического плюрализма - монадологии. Монада в качестве умопостигаемой простой субстанции. Отсутствие у монады пространственных характеристик. Различие между монадологией и атомизмом. Энтелехия как изначальная сила монады. Развитие монады от неясной перцепции(восприятие) к апперцепции(сознание). Организм в основе механизма. Соотношение неповторимой индивидуальности и непрерывности в характеристике Лейбницем монад. Монадология и идея универсального развития.
Сочетание монад в форме тела и души. Роль целевой причины во внутреннем развитии монады и механической причинности во внешних взаимодействиях тел. Душа как "представитель" тела. Бог в качестве совершеннейшей монады - Духа. Бог и принцип предустановленной гармонии. "Теодицея" Лейбница и обоснование "лучшего из миров" на основе противодействий и контрастов.
Полемика Лейбница с Локком в "Новых опытах о человеческом разумении". Отрицание "врожденных идей" в пользу "врожденных принципов". Смысл тезиса: "Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве, кроме самого разума". Лейбниц о чувственной и рациональной ступенях познания. Различие между истиной факта и истиной разума и их место в науке. Учение Лейбница в трактовке Х. Вольфа.
Первоисточники:
1. Декарт Р. Сочинения в двух томах. М., 1989, 1994.
2. Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах. М., 1983 - 1989.
3. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения. М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки( XVII - XVIII вв). М., 1987.
2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб., 1994.
3. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1984.
4. Ильенков Э. В. Опередивший своё время / Философия и культура. М., 1991.
5. История философии в кратком изложении. М., 1994.
6. Краткая история философии. М., 1997.
7. Ляткер Я. А. Декарт. М., 1975.
8. Майоров Г. Г. Теоретическая философия Г.Лейбница. М., 1973.
9. Соколов В. В. Европейская философия XV - XVII вв. М., 1984.
10. Фишер Куно. История Новой философии. Декарт. Его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994.

Powered by Drupal - Design by artinet