Просвещение и французский материализм XVIII века

Причина радикализма французского материализма и атеизма. Влияние французского Просвещения на духовную и политическую жизнь XVIII-XIX вв. Основные направления деятельности просветителей. Создание "Энциклопедии" и её роль в распространении идей Просвещения.
Личность и учение Ф. М. А. Вольтера как выражение главного противоречия в позиции просветителей. Деистические взгляды Вольтера и его борьба с клирикализмом. Государственно-правовые идеалы Вольтера и его дружба с монархами Европы. Понятие "дух времени" и зарождение исторического метода в науке. Развитие представления об исторической закономерности у Вольтера и Монтескье.
Противостояние природы и культуры в учении Ж. Ж. Руссо. Различие между "естественным" и "гражданским" состоянием жизни людей. Руссо о происхождении государства и социальной цене развития наук и искусств. Идеализация им дикости. Нравственность как порождение природы и антипод культуры. Связь нравственности с религией, а культуры с атеизмом. Деизм Руссо. Частная собственность в качестве причины отчуждения человека от человека. Руссо о противоречии между равенством и свободой. Его идеал "уравнивания собственности". Руссо о диалектической триаде в развитии истории. Государство как результат общественного договора и орудие общей воли. Плебейский демократизм Руссо против либерализма Вольтера.
Теория социальной среды в качестве программы Французской революции. Просветители против руссоизма: человек по природе зол (Гельвеций), а не добр (Руссо). Состояние нравственности как продукт воспитания и обстоятельств. Эстетический утопизм просветителей. Исследование "разорванного сознания" в "Племяннике Рамо" Д. Дидро. Разрешение парадоксов Просвещения и анализ диалектики общественного сознания.
"Система природы" П. А. Гольбаха в качестве "библии атеистического материализма". Механицизм во взглядах Гольбаха на материю и движение. Вселенная как механизм. Различие между физикой Декарта и метафизикой "Системы природы". Отрицание человеческой свободы как цена последовательности французского материализма. Произведение "Человек-машина" Ж. Ламетри. Материалист Ламетри о душе как "лишенном содержания термине". Сенсуализм Э. Б. Кондильяка. Трактовка основы наших знаний теистом Кондильяком и атеистом Гельвецием. Кабанис о мышлении как материальном продукте мозга. Вульгарный материализм как тупик в развитии философии.
Первоисточники:
1. Вольтер Ф. М. А. Философские сочинения. М., 1989.
2. Гельвеций К. А. Сочинения в двух томах. М., 1973-1974.
3. Гольбах П. А. Избранные произведения в двух томах. М., 1963-1964.
4. Дидро Д. Сочинения в двух томах. М., 1986-1988.
5. Кондильяк Э. Б. Сочинения в трёх томах. М., 1982.
6. Ламетри Ж. Сочинения. М., 1983.
7. Руссо Ж. -Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб., 1994.
2. Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.
3. Длугач Т. Б. Дидро. М., 1975.
4. История философии в кратком изложении. М., 1994.
5. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга вторая. М., 1996.
6. Кочарян М. Т. Гольбах и современность. Ереван, 1987.
7. Краткая история философии. М., 1997.
8. Кузнецов В. Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1986.
9. Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII века. М., 1981.
10. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Powered by Drupal - Design by artinet