Диспозиция подхода: опорные точки понимания философии

Для осмысленного преподавания философии нужна если не собственная философия, -
это было бы слишком жестоко по отношению к большинству из нас, - то по крайней
мере определенная философско-методологическая позиция.
Назовем те опорные точки нашего понимания философии, которые нужны для
развертывания предлагаемого далее подхода.
Во-первых, это опора на методологически продуманную экспликацию предмета
философии; то или иное его понимание существенно влияет и на понимание, и на
преподавание любого философского учения или течения – с этим согласны, я думаю,
все.
Во-вторых, это опора на реалии историко-философского процесса, на имена и дела
нескольких десятков бесспорных классиков мировой философии (включая сюда и
классиков истории философии). Такая ориентация зачастую важнее любых общих
рассуждений на тему о специфике предмета философии, о том, что относится к
философии, а что нет. Реальная история философии – решающий аргумент в споре на
многие метафилософские и околофилософские темы.
В-третьих, это явный учет того факта, что философия представляет собой не просто
одну из специальных дисциплин, а является системно-органической частью культуры,
а иногда и одним из ключевых признаков культурной эпохи. Для исторически
отдаленных от нас эпох это звучит почти тривиально: античность, средневековье,
Ренессанс, Новое время навсегда связаны в современном сознании с именами
философов. Но и XX век – “век науки” – имеет неплохие шансы войти в культуру,
скажем, XXV века не только освоением атомной энергии, полетом человека на Луну,
открытием двойной спирали ДНК, созданием компьютера, но и фундаментальными
теоретико-мировоззренческими ценностями, связанными с именами Бердяева, Бахтина,
Гуссерля, Хайдеггера, Лосева, Мамардашвили – список, разумеется, неполон.
Культурный план бытия философии мы соотносим, далее, с ее универсальной
культурогенной функцией, – с тем обстоятельством, что любая философская реалия
(идея, понятие, категория, принцип и т.п.) представляет собой многомерный
культурный феномен, не только вырастающий из самых разных сфер культуры (от
математики до обыденной жизни и религиозной мистики), но и, обратно, легко
трансмутирующий в специализированные предметные области, порождающий там новые
интеллектуальные и творческие возможности.
В-четвертых, философия есть совокупность текстов на языках оригинала – и для
многих философских произведений это обстоятельство не менее важно, чем для
литературных.
Наконец, в-пятых, развиваемый нами подход ориентирован не на самовоспроизведение
своих собственных установок “на материале” истории философии, а на
конструктивное и верифицируемое описание существующих и возможных философских
реалий – существующих в смысле реальной истории философии и возможных в смысле
допускаемых характером предмета философии.
Пункты со второго по четвертый в конце концов вытекают из пункта первого и
главного – понимания предмета философии.
Пункт пятый подчеркивает преимущественно инструментальный, а не доктринальный
характер развиваемого нами подхода.

Powered by Drupal - Design by artinet