Шесть стартовых целей

Предложенные Аурелио Печчеи шесть целей направлены на то, чтобы стимулировать более ответственное человеческое поведение в повседневной жизни, в политических делах, в научно-исследовательских изысканиях.

Первая цель: “внешние пределы”.

В результате бесконтрольной человеческой деятельности жестоко пострадала некогда щедрая и обильная биологическая жизнь планеты, оказались частично истреблены ее лучшие почвы, уже полностью использованы некоторые минеральные богатства, вызываемое человеком загрязнение можно теперь найти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне океана, и теперь последствия в сего этого проявляются даже на климате и других физических характеристиках планеты. Мы не знаем, в какой мере нарушено равновесие и расстроены циклы, необходимые для жизни вообще.
Поскольку “пропускная способность” Земли явно не безгранична то, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или “внешние пределы”, для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще его присутствия на планете. Человек должен иметь четкое представление о том, что он может и что должен делать, используя природу в своих целях, если он хочет жить с ней в гармонии.

Вторая цель “внутренние пределы”.

Очевидно, что физические и психологические возможности человека имеют свои пределы, которые приводились в соответствие с сотворенным человеком сложным искусственным миром. Однако в последнее время это равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушено, причем достаточно серьезно. Так, что существующая ныне степень умственной и психической, а возможно даже, и физической адаптации человека к неестественным и стремительным темпам современной жизни весьма далека от удовлетворительной. Правда человек так плохо использует замечательные потенциальные возможности своего мозга, что вполне вероятно здесь существование скрытых резервов, которые он может и должен мобилизовать на восстановление утраченного равновесия и предотвращение утраченного равновесия в будущем, когда любая неустойчивость может быть чревата куда более кошмарными последствиями. Можно с уверенностью сказать, что, чем более “цивилизованным” становится человек, тем меньше он оказывается способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем больше нуждается в том, чтобы защищать свой организм и здоровье с помощью всякого рода медикаментов, снадобий.
С другой стороны, не подлежит сомнению, что параллельно с этими процессами шло развитие интеллектуальных способностей, повышался культурный уровень человека.
В преддверии грядущих испытаний нам совершенно необходимо четко знать и ясно понимать, каковы действительные возможности среднего индивидуума и как можно повысить его готовность к тому, что бы жить завтра. Кроме того, мы должны знать, как нам лучше использовать свои умственные способности, причем не только для того чтобы противостоять новым волнам, но и для того чтобы поставить их под контроль и извлекать из них пользу.

Третья цель: культурное наследие.

Просто поразительно, сколько культурного богатства вложил человек за свою стовековую, а возможно и более длительную историю в свой язык, традиции устного творчества, письменность, обычаи, музыку, танцы, изобразительное искусство и т. д.. К несчастью, не менее поразительной до настоящего времени была и его печальная способность уничтожать, осквернять и забывать это бесценное наследие. Надо немедленно принять самые серьезные и активные меры для спасения культурного наследия человечества, которые должны охватить все без исключения области человеческой деятельности, использовать достижения всех научных дисциплин, чтобы совместными усилиями человечества защитить его культурное наследие. Для того, чтобы подтвердить уважение как к тем, кто уже ушел из этого мира, так и к тем, кто придет позже. Совершенно ясно, что для спасения культурного наследия человека, включая умирающие языки и мини-культуры, потребуются огромные средства, поэтому совершенно необходимо шире привлекать к этому мировую общественность.

Четвертая цель: мировое сообщество.

Суть проблемы сводится к тому, чтобы выявить пути постепенного преобразования нынешней системы эгоцентрических государств, управляемых склонными к самоуправству правительствами, в такое мировое сообщество, в основу которого легла бы система скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений, охватывающая все уровни человеческой организации – от локального до глобального. Область юрисдикции таких центров должна соответствовать тем традициям, интересам и проблемам, которые являются общими для различных групп населения.
Вопрос, таким образом, сводится к тому, чтобы придумать специализированную и одновременно иерархическую систему, которая бы состояла из относительно автономных элементов различной природы и структуры, в то же время тесно взаимосвязанных и активно взаимодействующих друг с другом – и все это в общемировом масштабе.
Совершенно ясно, что эта в высшей степени трудная цель, направленная на примирение столь различных требований, должна претвориться в жизнь параллельно с другими целями, ибо именно здесь будет создаваться то политическая, правовая и организационная структура, в рамках которой придется их осуществлять.

Пятая цель: человеческое жилище.

Одной из важнейших проблем, уже сейчас глубоко поражающей человеческое воображение, но еще не осознанной во всех ее поистине грандиозных масштабах, является проблема размещения на планете в течение ближайших десятилетий населения, вдвое большего, чем нынешнего. Ведь за это короткое время придется коренным образом улучшить, модернизировать, и более того, удвоить всю нынешнюю инфраструктуру – причем не только жилые дома, но и все вспомогательные системы, включая промышленную, сельскохозяйственную, социальную, культурную и транспортную.
Серьезнейшая из проблем, которую чаще всего сегодня упускают из виду, сводится к организации территории Земли и распределению некоторых основных ресурсов таким образом, чтобы достойно разместить всех жителей. Это поистине грандиозное мероприятие обречено на провал, если не планировать его на единственном подходящем для этой цели уровне, – а именно на общепланетарном уровне. Правительствам пора, наконец, понять, что все их половинчатые меры, абсолютно нескоординированные действия, все их кусочные планы – это верный путь к непоправимой катастрофе.
Если мы хотим, чтобы на планете могли одновременно существовать многие миллиарды человеческих существ, нам крайне необходим общий план использования земель в масштабах всей планеты.

Шестая цель: производственная система.

Другим аспектом глобальной проблематики, который начинает все больше волновать людей, служат явные неполадки в нынешних экономических механизмах и их взаимосвязях с обществом в целом. Необходимо определить, в состоянии ли нынешняя производственная организация материально обеспечить пищей, товарами и услугами вдвое больше население планеты – и если да, то каким образом и при каких условиях. В этой связи возникает множество проблем, заслуживающих самого пристального внимания, в их числе, например, вопросы распределения, которые приобретают сейчас особую остроту в связи с продовольственной проблемой, однако начать все-таки необходимо с производственного сектора, ибо именно он в силу своего первичного характера оказывается неразрывно связанным с экологическими, социальными и политическими проблемами нашего времени. Бесспорно, самой главной целью для человечества является тщательный анализ существующего производственного сектора и выявления того, какие преобразования необходимо в нем запланировать, чтобы он оказался в состоянии в ближайшее десятилетие четко выполнить отведенные ему функции.
Рассматривая особенности нынешнего этапа в развитии человеческой цивилизации Аурелио Печчеи характеризует его как поворотный пункт в истории и призывает к коренному пересмотру целей и критериев развития всей системы ценностей цивилизации: “ Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого”.
Основная проблема, таким образом, сводится автором к человеческим качествам и к тому, как их можно улучшить.
Анализ современных трудностей развития мирового сообщества приводит Аурелио Печчеи к убеждению, что решению проблем, стоящих перед человечеством, должны способствовать главным образом изменения в сфере “человеческих качеств”. Он называет их “новым гуманизмом”, который должен быть созвучен не только новой власти человека в окружающей его реальности, но и быть достаточно сильным и проявлять такую способность к самообновлению, чтобы быть в состоянии регулировать и управлять другими революциями – промышленной, научной, технологической и социально-политический, - которые должны осуществляться через него. Главной целью “революции гуманизма”, по мнению А. Печчеи, должна стать социальная справедливость, стремление к более справедливому и равноправному обществу.
Рассматривая человеческое развитие, трансформацию человеческих ценностей А. Печчеи подчеркивает, что в соответствии с этим должно меняться содержание такого привычного понятия как “удовлетворение человеческих потребностей”. Главной целью здесь должна стать самореализация человеческого существа. И в этой связи основной акцент перемещается с “того, что человек хочет иметь и как он может этого достигнуть на то, что он есть и чем он может стать”.

Powered by Drupal - Design by artinet