История философии образования

В первобытном обществе знания накапливались очень постепен-но, воспитание молодого поколения происходило в процессе ес-тественной жизнедеятельности. Но с появлением семьи, стихий-ным разделением труда общинное воспитание постепенно приоб-ретает сословно-имущественный характер. В эпоху, переходную от архаичных племенных союзов к рабовладельческому об-ществу стали появляться прототипы школ.

С появлением государства отношение к образованию напрямую зависели от формы государственного устройства. Образование в различных государствах несет на себе отпечаток историко-географических детерминант, культурных традиций. Вероятно, уже поэтому, не может быть единых для всех, идеальных систем образования. Пример - эскимосы..., другие народы Се-вера в настоящее время. Но с другой стороны, развивается миро-вая педагогическая мысль, активизируется взаимодействие раз-личных образовательных систем. Соответственно, национальное образование, это не какой-то особый вид образования, а естест-венный стиль образования в конкретной культурно-исторической среде.

Образование является основным ресурсом развития как чело-вечества в целом, так и нашей страны. Необходимо освоить стремительные и глубокие изменения, происходящие в мире.

Философия образования - форма самоосознания педагогической деятельности, обобщенный взгляд на систему образования, ее место смысл, цели и задачи. Эффективность любой деятельности определяется достижением цели и затратами. Проблема в поста-новке самих целей. Например, если цель образования в освое-нии знаний, накопленных человечеством, то целесообразно и оп-ределенные средства воспитания. Если же цель состоит в том, чтобы следующее поколение активно приумножало, развивало эти знания, то и средства нужны другие.

Философский подход помогает выявлять и латентные, скрытые цели образования (Пример Макаренко и Щетинина). Можно иначе увидеть взаимосвязь образования с другими сторонами жизни, науками. Связь педагогики и психологии, например, с социальной психологией и социологией, политологией. Школа считается почти самодостаточной системой. "Скрытое образо-вание"...

Советская система образования была адекватна задачам, кото-рые ставило перед ней государство. Блестящие успехи в освое-нии космоса, теоретической физике. Всеобщая граммотность. Примеры: «Все умеют читать вывески!», статья американско-го психолога. Но воспитание "исполнителя", а не творца; че-ловек ставил на первое место общие интересы, но в ущерб раз-вития собственной неповторимости (первобытно-общинный строй). Кроме этого, сейчас уже понятно, что не народ должен существовать для государства, а государство для народа.

Современная европейская цивилизация все больше сводит обра-зование к обучению практическим навыкам. Противоречия: тех-нология и человек. Узкопрофессиональный прагматизм вступа-ет в противоречие с лавинообразностью глобальных перемен в том же производстве. Люди "теряются". Потеря общекультурного контекста чревата и более серьезными последствиями.

Узконаправленная "подготовка к жизни" сроди дрессировке. Оно обедняет личность и делает ее в перспективе неспособной к тре-бованиям современной жизни. Личностный фактор. Не просто труд добросовестный или подобный, глубокая личностная вклю-ченность в деятельность. IBM. Мировой опыт показывает, что "никогда успехи в экономике не достигались за счет эконо-мии на духовной культуре".

Актуальной становится проблема непрерывного образования. Соответственно, принуждение в образовании уже не оправдывает себя. Важен не объем знаний, а личностное решение таких во-просов как: Какая именно информация является наиболее акту-альной лично для меня? Где ее взять? Как усвоить? Как исполь-зовать в деятельности?

Собственно говоря, цель образования не только в приобщении нового поколения к культурному наследию человечества, а в том, чтобы сообщить ему то движение, продолжая которое, можно вырабатывать новое содержание культуры, активнее разви-вать ее. Почувствуйте разницу в целях. Соответственно и сред-ства, методы должны быть другими...

Образование, школа, будучи в необходимом и хорошем смыс-ле хранителем культурных традиций, фактически готовит к "вче-рашней жизни", отставая от "сегодня" и слабо представляя "зав-тра". Примеры - выбор профессии.

Задача философии образования: осознать общий контекст культурного развития человечества, спрогнозировать отсю-да и всевозможные сценарии развития образования. Тем самым, способствовать развитию человечества. Вполне естест-венно, необходим ясный и отчетливый взгляд на прошлое.

Цель наших встреч - строить мост между образованием про-шлого и будущего. Возможно, мы лучше сможем понять и се-годняшний день. Примеры: физическая культура, иностранный язык, литература, математика, физика и т.д. С одной стороны, мы с вами будем прояснять образовательные аспекты в философ-ских системах, а с другой, анализировать существовавшие образовательные подходы с позиции философии. Тем более, что как говорят, «всякое новое – это забытое старое».

Оргвопросы: 3 балла - выступление, 2-1 балл - дополнение, мне-ние и другие формы активного участия. Сумма - к зачету. Ста-росты - сейчас списки, затем темы сообщений. План. Литература.

Powered by Drupal - Design by artinet