Предмет социальной философии

В одной из своих статей М.Хайдеггер спрашивает: "Что такое метафизика?" И отвечает: Для того, чтобы решить этот вопрос, нужно взять какую-нибудь метафизическую проблему и показать в чем она состоит и как она решается. Вот и я здесь хотел бы вначале избежать прямого лобового "определения" социальной философии, обратив внимание на то, что сама постановка вопроса о том, что такое социальная философия, уже своей по сути вопрос социально-философский. Более того, для объяснения предмета философии вообще, как и предмета внимания любой области духа, необходимо обратиться прежде всего к приемам, характерным для социальной философии. В самом деле, философия есть форма коммуникации индивидов. Всякий дух вообще, и философия в частности, оказываются в этом смысле обнаружением социальности. Когда в истмате советских времен утверждалось, что философия есть форма общественного сознания, в этом был момент истины. Философия, если она мыслится как явление духа, не может быть сведена к непосредственному взаимодействию Абсолюта и отдельного индивида, даже если этот индивид - философ. Философия возникает во взаимодействии Абсолюта и социума (если мыслить в рамках трансцендентной модели) или она возникает внутри самого социума (если мыслить в рамках имманентной модели). Но во всех случаях, какую бы мы модель ни выбрали, философия предстает как коммуникативный феномен, немыслимый вне отношений индивидов в социуме.
Сразу заметим для дальнейшего, что Бог "выносится за скобки" того видения социальной философии, которое здесь предлагается. Но идея Бога обладает определенной эвристической силой, которую необходимо иметь в виду, чтобы помыслить целый ряд тех трудных мыслей, которые есть в этой дисциплине.

Powered by Drupal - Design by artinet