Философия и "осевое время": трагический диалог

Духовная жизнь как отдельная специфическая форма человеческого бытия возникает вместе с цивилизацией и конституируется в "осевое время", когда "... человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения" [1]. Философия же всегда так или иначе несет в себе рефлексию трагического в человеческой жизни.
Другой мыслитель, в другой традиции - русской - выразил эту же идею, которая по своей сути подобна тезису К.Ясперса: " Я ... вижу диалектику исторического процесса в непрестанном трагическом диалоге между Человеком и Тем, Кто, создав его свободным и бессмертным и даровав ему власть быть Его сыном, даровал ему даже свое таинственное имя АЗ ЕСМ, дабы земной носитель этого Имени, блудный сын, мог в годину возврата, после стольких заблуждений и измен, сказать Отцу: воистину ТЫ ЕСИ, и только потому есмь аз. Мой отрыв от Тебя опровергает само бытие мое" (Вяч.Иванов).
Этот трагический диалог между индивидом и Абсолютом формируется примерно около 500 лет до н.э. (точнее в период 800 - 200 годов до н.э.), когда живут Конфуций и Лао-цзы, Будда и Заратустра, библейские пророки Илия, Исайя, Иеремия, греческие мудрецы, Гомер, Гераклит, Платон, Парменид. Вот здесь и ставятся все основные философские вопросы, на которые у нас до сих пор нет однозначного ответа. Философия - это не просто коммуникация, но коммуникация на базе первой формы фиксированного слова, а именно - на базе письменного слова, на базе письма. В "осевое время" избранные мудрецы, способные к философскому удивлению, эзотерическим образом закрепляют свою мудрость в рукописных текстах. На основе этих текстов и происходит воспроизводство мудрости в отдельных представителях следующих поколений. Толпе же не свойственно любить мудрость. Масса не желает понимать философию, она относится к ней скептически, хотя и с настороженным уважением, даже опаской. Поэтому философия - это всегда непростая коммуникация между верхами и низами в иерархии цивилизованного общества. И это еще туже затягивает узел трагизма в философском процессе.
Еще одно обстоятельство, связанное с тем, что философия - это коммуникация с помощью фиксированного (прежде всего, письменного) слова. Письмо четко разводит термины, то есть конвенциональные слова, слова, принятые профессиональным сообществом, и категории, которые могут быть выражены в разных терминах, но так или иначе должны быть воспроизведены. Отсюда, из опыта общения с категориями, возникает известный афоризм: не мы говорим словами, слова говорят нами. Таким образом, социальная природа философии вообще накладывает отпечаток на ее семантику. Конечно же, это касается и социальной философии, что мы увидим в дальнейшем.

Powered by Drupal - Design by artinet