Реальность, бытие, действительность

Реальность, бытие и действительность - это вообще говоря синонимы, но каждый из этих синонимов имеет свой собственный оттенок. Мы начинаем рассуждение с реальности (от позднелатинского realis - вещественный, действительный). Представляется, что это наиболее абстрактный и пустой термин. Реальность это то, что существует. Она есть в-себе-бытие, то есть бытие, абстрагированное от рефлексированности. Реальность приписывается всему, что может возникнуть, что существует, что является преходящим.
Различается реальность возможная и действительная. Далее мы увидим, что в понятии действительности возможность и действительность совпадают. Нормативный момент в социальной философии, о котором шла речь выше, возможен именно потому, что социальная реальность содержит в себе не только действительную реальность, но и возможную реальность. Как формы возможной реальности существуют утопия и идеал.
Реальность принадлежит (именно - принадлежит, а не приписывается) последним вещам, последним основаниям, которые не нуждаются в доказательстве. Собственно, об этих последних вещах и пойдет речь в главе третьей, где мы опишем четыре модели социальной реальности. Иначе говоря, вопрос о реальности это вопрос о субстанции, то есть о том, что существует благодаря самому себе и в самом себе. Мы можем принимать такую субстанцию или, вслед за Юмом утверждать, что субстанция это только фикция, используемая для обозначения сосуществование свойств. От этого зависит выбор той или иной модели социальной реальности.
Если реальность имеет несколько "вещный" оттенок, то бытие, кроме реального, может быть и идеальным. Реальное бытие - мир существования. Идеальное бытие - мир сущностей. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер. Оно индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие вне пространства-времени, оно неизменно, вечно, ему не свойственно быть фактом. Это бытие идей (например, идея демократии, социума), или это - бытие ценностей (например, ценности религиозные, моральные и т.д.).

Но в мире есть и такая сторона как момент непрерывного движения, непрерывного изменения. Эта сторона мира выражается категорией действительность. Действительность - это действительное бытие сущего, то есть это бытие сущего в действии. Именно таким образом реальное бытие себя и обнаруживает. Аристотель сближает понятия energeia (энергия) и entelechia (осуществленность, законченность), то есть, если несколько упростить, он сближает движение и сущность. Энергийное миросозерцание находит выражение в протестантской этике, в немецкой классической философии, в марксисткой диалектике (роль труда), в феноменологии. В немецкий язык понятие Wirklichkeit (действительность) вводит Майстер Экхардт. Это был перевод латинского actualitas - действенный. Таким образом, в немецком языке, как и в русском, понятие действительности содержит в себе компонент действия, в то время как в греческом и латыни действительность сближается с истинностью, а во французском и английском - с реальностью. В дальнейшем мы увидим, сколь существенно для социальной действительности именно начало действия: ведь социальная действительность - это созидаемая, конструируемая, практическая реальность.
Рациональное и эмоциональное понимание реальности.

Вопрос о реальности (так же как о бытии и действительности) сводится к тому, как мы ее, эту реальность, понимаем. Предварительно укажем на два альтернативных подхода к пониманию реальности.
1) Рациональное понимание реальности предполагает, что познание направляется на сущее-в-себе, которое, чтобы быть познанным, должно "вступить" в сознание, но, став достоянием сознания, сущее-в-себе должно сохранить свою самостоятельность по отношению к сознанию, по отношению к познавательному акту. В этом смысле познание всегда является трансцендентным (от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) актом сознания. В познании сознание выходит за свои пределы. Трансцендентный акт сознания - это схватывающий акт. Предмет схватывания, на который направлено сознание онтологически является сущим-в-себе, а не преднаходимым предметом для сознания (т.е. только для сознания данным), хотя онтологически сущее-в-себе проявляет себя только в преднаходимом сознания.
2) Наряду с рациональными трансцендентными познавательными актами существуют и эмоционально-трансцендентные акты. Они подразделяются на:
а/эмоцонально-рецептивные акты, такие как, например, опыт, переживание, страдание, терпение, затронутость чем-либо. В каждом эмоционально-рецептивном акте содержится "необходимость что-то перенести, испытать", скажем, пережить успех, неудачу, позор, славу, перетерпеть скучное мероприятие и т.д.
б/эмоционально-проспективные акты, такие как ожидание, предчувствие, готовность. Они свидетельствуют о реальности, надвигающейся на нас из будущего.
в/эмоционально-спонтанные акты (влечение, желание, действие). Они направлены на изменение будущего и порождают уверенность в реальности.
Очевидно, что все эти типы актов взаимосвязаны и характеризуют реальность как целостность. На духовном опыте философии постмодерна мы видим, что эмоциональное понимание реальности не есть прерогатива только искусства и только религии. Современное философствование также активно включается в освоение этого способа понимания реальности.

Powered by Drupal - Design by artinet