Философские идеи в башкирском фольклоре

Башкирский народ до ХХ в. не имел профессионалов-философов,
т.е. лиц, специально занимавшихся философией. Однако существование
философских идей в башкирской культуре начиная с древнейших времен
не вызывает сомнений.
Древнейшие философско-мировоззренческие идеи у башкир в своих
истоках восходят к древнетюркской эпохе, когда из общетюркской
племенной общности начинают отпочковываться предки современных
тюркских народов. Известно, что древние тюрки создали на террито-
рии Евразии свои государственные образования - это Восточный, За-
падный тюркский и Хазарский каганаты, которые существовали в VI-X
вв. На обломках этих государств в более поздний период возникали
новые государственные образования тюрков: государство древних кир-
гизов (хакасов), древнеуйгурский каганат, государство булгар и
т.д. В степях Евразии формировались племенные союзы, распадались,
а на их обломках создавались новые. Известны большие племенные
объединения (союзы) тюрков, печенегов, половцев и т.д. Некоторые
племенные союзы были весьма близки по своей организованности,
единству и военной мощи к раннеклассовым государствам. Нечто по-
добное в IX-XII вв. представляли собой и башкирские племена, пер-
вые сведения о которых известны с IX в.
Первые письменные сведения о мировоззрении древних башкир со-
держатся в записях Ахмеда ибн-Фадлана - арабского путешественника,
посетившего башкир в 921 г. по пути в Волжскую Булгарию. Ахмед
ибн-Фадлан сообщает, что башкиры поклоняются различным богам (это
боги времен года, различных природных стихий, животных и т.д.), во
главе которых стоит главный бог - бог неба Тенгри. Однако не все
башкиры поклонялись Тенгри, среди них были и мусульмане. Это озна-
чает, что в Х в. к башкирам начинает проникать ислам. Культ неба -
Тенгри зафиксирован еще всемирно-известными орхоно-енисейскими
надписями, в нем нельзя не увидеть генетических корней башкир в
древнетюркском мире.
Эпический памятник "Урал-батыр" несет значительную философс-
ко-мировоззренческую нагрузку. Прежде всего это связано с той осо-
бенностью произведения, что оно возникло на основе древних мифов.
А сюжеты мифического характера в поэме непосредственно связаны с
антропоморфизацией (очеловечиванием) животных и предметов окружаю-
щего мира, а также с попыткой объяснить их происхождение.
В "Урал-батыре" заметно проявляется стремление к позитивному
преодолению тенгрианства, что нашло выражение в негативном отноше-
нии к человеческим жертвоприношениям в честь бога неба - Тенгри.
Это был тот период башкирской истории, когда к башкирам начинает
проникать ислам, который отрицает человеческие жертвоприношения.
Поэтому в данном случае в "Урал-батыре показана борьба двух тен-
денций в религиозном сознании башкир: мусульманской и тенгрианс-
кой. Аналогичные явления в научной литературе получили название
богоборчества. В нашем случае осуществлялся переход от тенгрианс-
кого многобожия (политеизма) к мусульманскому однобожию (монотеиз-
му).
Эпическая поэма "Урал-батыр" представляет особую ценность как
источник по изучению истории общественного сознания башкир. Здесь
содержатся сведения о космогонических воззрениях башкир, поставле-
на проблема первоосновы мира, в качестве которой выступает вода.
Объяснение возникновения всего из воды говорит о неосознанном
стремлении древних людей вывести все из единого начала. Это были
стихийные догадки о единстве мира.
Осуждая власть над людьми и стремление к ней, поэма превозно-
сит равенство и справедливость, т.е. в ней отражена переломная
эпоха от доклассового к классовому обществу. Главная цель произве-
дения нашла воплощение в утверждении идеи борьбы со смертью, оли-
цетворяющей зло (несправедливость, неравенство, господство одних
над другими и т.д.) и все противостоящее жизни. Таким образом, в
"Урал-батыре" поставлена гуманистическая общечеловеческая цель.
Постановка общечеловеческих целей есть не что иное, как философс-
кая проблема, ибо если перевести проблему общечеловеческого с че-
ловеческих отношений на язык мировоззренческо-философского осмыс-
ления, то общечеловеческое есть всеобщее. Именно поэтому данное
произведение в большей мере, чем другие произведения народного
творчества башкирского народа, характеризуется выраженной филосо-
фичностью, это источник изучения мировоззрения древних башкир,
раскрывающего истоки его менталитета, определившего основные идеи
нравстенной культуры народа и особенности его гуманизма.
Философский подход к действительности здесь находит выражение
и в попытках выйти за пределы непосредственного бытия человека, в
попытке рассмотреть деяния человека во временном аспекте, в исто-
рическом срезе. Видение явлений во временной последовательности
приводит к детерминистской интерпретации действительности. При
этом идеи детерминизма в сказании теснейшим образом связаны с
представлениями о целесообразности.
Вторым значительным произведением башкирского народного эпо-
са, в котором философские мотивы занимают значительное место, яв-
ляется "Акбузат". В нем так же, как и в "Урал-батыре", философс-
ко-мировоззренческое содержание связано с антропоморфизацией окру-
жающих явлений. Если в "Урал-батыре" воспевается живая природа,
все живое и утверждается место человека в природе, то в "Акбузате"
объектом внимания в гораздо большей мере выступают человеческие
взаимоотношения. В "Урал-батыре" силы зла воплощены в образах чу-
довищных животных и только один персонаж выступает на стороне злых
сил. В "Акбузате" же носителями зла являются хан, его вассалы, а
носители добра - это батыры - народные заступники. Вероятно, инс-
титут батыров - военных предводителей возник в условиях феодализма
трансформировался в привилегированное сословие.
В "Акбузате" налицо отражение имущественного расслоения лю-
дей, нашедшего выражение в форме барымты. Барымта одновременно
выступала и как моральная, и как правовая норма (вернее, норма
обычного права).
Философский смысл барымты как социальной нормы феодальной
эпохи состоит в том, что народ, разобщенный на отдельные племена и
племенные союзы, не имел единого государственного образования, ко-
торое могло бы охватить общим масштабом поведение каждого и от-
дельного. Это есть не что иное, как недостаточное развитие идеи
подчинения отдельного (частного) всеобщему, выступающее выражением
недостаточного общефилософского уровня культуры. При достаточно
высоком уровне общефилософского мышления (что так или иначе в пер-
воначальном виде связано с осознанием необходимости примата всеоб-
щего над частным) возникает право.
В башкирском народном эпосе такие подходы уже намечаются.
Своей обращенностью к порядку, к общему интересу, а значит, выра-
жая известную высоту морального сознания и уровень правового (т.е.
юридического) мышления, барымта одновременно представляет собой
некий стереотип философского мышления, философской культуры, ибо
философское мышление, философская культура отражают меру выражения
всеобщего. В этом ракурсе могут быть рассмотрены все феномены ду-
ховной культуры. И барымта в этом отношении не является исключени-
ем.
Философское видение мира в башкирском народном эпосе проявля-
ется не только в общемировоззренческом нравственно-эпическом, по-
литико-правовом аспектах, но и в эстетическом. Как и для эпических
сказаний других народов мира, для башкирского эпоса характерно
синкретическое единство моральных и эстетических оценок.
Изучение эстетики башкирскго эпоса должно быть нераздельно
связано с обращением к проблеме специфики героического. Ведь зна-
чительная часть эпического наследия башкир - это героические ска-
зания. Героика эпоса проявляется в прекрасных подвигах батыров,
борцов за социальную справедливость, самоотверженно защищающих на-
род, за сохранение жизни на земле. Ценой собственной жизни эпичес-
кий Урал-батыр окропляет бессмертной водой природу, хотя мог бы
воспользоваться этой водой сам и стать бессмертным. Столь же прек-
расны и деяния сыновей Урал-батыра, которые, прорубив скалы в го-
рах, дали начало Уральским рекам.
Проблема героического в башкирских сказаниях в свою очередь
перерастает в проблему трагического. Трагическое не имеет самодов-
леющего характера, оно преодолевается верой и надеждой в лучшее
будущее. В этом смысле почти любое произведение башкирского герои-
ческого эпоса является своеобразной "оптимистической трагедией":
герой умирает, но содеянное им прекрасно и продолжает жить в памя-
ти народной и служит людям, служит родной земле.
У башкирскго народа создание эпоса (героических народных ска-
заний) продолжается на протяжении всей его истории. Эпические ска-
зания башкиры создавали как в дописьменный период своей истории,
так и в условиях существования письменной культуры. Это связано с
существованием немеркнущей традиции героического в народном созна-
нии. Героическое как полное слияние человека и социума во имя бла-
га социума, когда человек добровольно выбирает лишения во благо
народа, было витальной (жизненно необходимой) потребностью баш-
кирского народа, которой судьба ставила и ставит всегда перед од-
ной и той же дилеммой: быть или не быть?
После того как Башкортостан попала в зависимость от Золотой
Орды, культура народа претерпевает существенные изменения. Среди
башкир появляются люди, получившие образование на мусульманском
Востоке, некоторые из них остаются в мусульманских странах, стано-
вясь заметными представителями общественной жизни.

Powered by Drupal - Design by artinet