Категория бытия и его место в философии

Нас окружают многочисленные вещи,предметы с самыми различными
свойствами. Они образуют то, что мы называем окружающим миром".
При всем различии представлений разных людей об этом мире, исход-
ным для них является признание его реального существования, т.е.
его бытия.
Сущность философской категории бытия заключается в том, что в
ее содержании фиксируется не просто существование вещи, челове-

ка,идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характе-
ра; предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это
существование обусловливает связь этих предметов между собой и со
всем тем, что существует в мире. Бытие - это то, что существует,
т.е. двигается и развивается, сейчас, во всем многообразии взаим-
ных связей и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия
часто отождествляют со смыслом слова "есть".
Таким образом, понятие бытия предполагает, во-первых,широкий
спектр различных вещей, существующих в мире, и тем самым существо-
вание самого мира; во-вторых, бытие, его установление есть начало
всякого действия (без установления факта существования вещи ника-
кая деятельность, связанная с изменением вещи, немыслима).
Итак, попытаемся проследить генезис представлений о сущности
бытия.
Бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно стано-
вящееся. Это высказывание принадлежит философу древности Пармени-
ду. Действительно, бытие мира столь многогранно и многолико, что
этот процесс не имеет и в принципе не может иметь аналогов. С дру-
гой стороны, это многообразие составляет глобальную целостность
окружающего нас мира.
Бытие есть реальность, противостоящая человеку (бытие расс-
матривается как объект воздействия, противостоящий субъекту - ме-
ханистический подход).
Бытие есть сущее противостоящее и предстоящее знанию (бытие
ограничивается природой, а духовный мир статусом бытия не облада-
ет). Эту парадигму развивал и Н.И.Бердяев: "Познающий есть не бы-
тие, ему лишь противостоит бытие как объект познания, но т.к. поз-
нающий не приобщен к тайне бытия и не находится в нем, то бытие
стоит перед ним как совершенно ему чуждое. Объективизированное и
есть чуждое". (Бердяев Н.И. И мир объектов.Париж, 1939. С.117.)
Бытие есть отражение духовных субстанций-монад (противополож-
ная предыдущей позиция,нашедшая отражение в метафизике Р.Декарта и
Лейбница). Логическое завершение эта парадигма получила в немецкой
классической философии. Для Канта бытие не есть свойство вещей,
это общий способ связи наших понятий и суждений.
Бытие есть деятельность абсолютного "Я" (эгоцентризм, субъек-
тивный идеализм Фихте).
Завершает комплекс идеалистических парадигм о сущности бытия
трактовка Гегеля: "Бытие есть восхождение духа к самому себе. Поз-
нание же бытия есть процесс приобщения человека через религию к
христианском богу, как нерасторжимой связи всеобщего простого и
вечного духа со всем и самим собой". (См.Гегель. Философия рели-
гии. Т.2. С.21О).
И наконец, бытие есть существование реальности вне сознания
человека и независимо от него.
Многогранность смыслов и значений понятия бытия обусловлена уже
тем, что само бытие в его проявлениях бесконечно многообразно от
всеобщих проявлений бытия мира и до различных его форм - бытия
природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, на-
конец, бытия духовного.
Бытие природы представляет существование совокупности вещей,
процессов и состояний, обусловливающая некую целостность и сущест-
вующая до, вне и независимо от сознания человека. Природа и ее бы-
тие бесконечны в пространстве и времени. Эта обусловленность при-
суща и отдельным вещам, состояниям и процессам. следовательно, бы-
тие природы имеет в своей основе диалектику преходящего бытия от-
дельных вещей в непреходящем бытии природного мира как целого. Па-
радокс заключается в том, что инвариантность бытия природы обус-
ловливается дискретностью существования ее элементов, их постоян-
ным переходом из бытия в небытие, т.е. возникновением и исчезнове-
нием. Но, следуя уже известной логике, "ничего не возникает из ни-
чего" и исчезновение какой-либо вещи или процесса следует понимать
как переход ее в новое качественное состояние , не соотносимое с
первым и противоположное ему, означает переход ее из бытия в небы-
тие.
Главной, на взгляд автора, особенностью бытия человека явля-
ется также его преходящий характер. С одной стороны, тело челове-
ка, представляя собой средоточие высокоорганизованной материи, в
определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью
перейдет в небытие (перестанет существовать как живой организм).
В этом состоит тождество бытия человека с бытием другого природно-
го образования. С другой стороны, человек в своем развитии прохо-
дит несколько этапов, связанных с переходом к новому качеству. Это
в равной степени относится и к его организму как материальной сис-
теме, и, что детерминировано первым, к его идеальной, духовной ос-
нове (интеллектуальный потенциал, мировоззренческие позиции, уро-
вень социализации).
Итак, бытие человека выражается через реальный процесс разви-
тия сложного диалектического единства тела и духа. Причем бытие
тела с необходимостью доминирует над бытием духа, т.к., чтобы мыс-
лить, необходимо обеспечивать жизнь тела, его сохранение (самосох-
ранение), и, наконец, преемственность (продолжение рода) хотя бы
для того, чтобы возродить второе "Я" в своем потомстве, передав
ему накопленное духовное богатство.
Бытие социальное, общественное бытие есть бытие объективной
общественной реальности, своего рода социальной материи. Данная
форма бытия определяется так же, как бытие и материальной деятель-
ности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс
жизнедеятельности людей. Как видно, в приведенных определениях от-
сутствует позиция и "не зависит от сознания человека". Закономер-
но, что развитие общественного бытия в значительной мере подверже-
но влиянию социального сознания в силу определенной активности
последнего. Но следует иметь в виду, что общественное сознание
лишь в большей или меньшей степени адекватное отражение обществен-
ного бытия, что общественное бытие есть состояние постоянного вза-
имодействия человека и различных элементов социальной системы в
процессе производства материальных и духовных благ. Степень эффек-
тивности этих взаимодействий отражает уровень цивилизованности об-
щества.
Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализи-
рованного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного
человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосозна-
нии каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде
объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляет-
ся через посредство языка, различных символов и знаков, искусства,
принципов поведения, принятых в обществе, через посредство дости-
жений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объ-
ективизированного духовного мира и происходит становление Человека
в полном смысле этого слова - приобщение его к культурному и соци-
альному наследию человеческой цивилизации.
В заключение необходимо подчеркнуть, что все формы бытия тес-
но взаимосвязаны между собой и взаимопредполагают друг друга.Бытие
же мира в целом есть не что иное как материя, взятая в динамике
сложных взаимодействий, взаимополаганий и взаимоотрицаний, т.е. в
развитии.
Следовательно,для глубокого понимания сущности бытия следует
выяснить сущность центрального, фундаментального понятия философии
- категории материи.

Powered by Drupal - Design by artinet