Философия о многообразии и единстве мира

На всем протяжении развития философии наблюдаются различные
подходы к истолкованию проблемы единства мира.
Впервые на материалистической основе вопрос о единстве мира
поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их
взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели
полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том,
что единство мира - в его материальности. Проблема единства мира
по-своему решалась и идеалистами, которые исходили из признания
основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей,
или ощущений человека. Последовательность в признании единого на-
чала - материи или духа - называется философским монизмом.
Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты счита-
ли, что существуют два равноправных начала, две независимые друг
от друга субстанции: материя и дух. Виднейшим представителем дуа-
лизма был французский философ и математик XVI в. Р.Декарт.
В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о
единстве мира проводили представители метафизического материализма
Ф.Бекон, Т.Гоббс, Б.Спиноза, французские материалисты XVIII века.
Для всех этих философов характерна известная организованность
в подходе к вопросу о единстве мира. Признавая материю как основу
бытия всех вещей, они в силу метафизичности и механистичности сво-
ей позиции не смогли взглянуть на мир как на процесс. Материалис-
ты-метафизики рассматривали мир как единообразный, однородный, без
выделения его качественного многообразия, взаимопереходов одних
видов материи и движения в другие. Отсюда ясно, что без диалектики
невозможно правильно решить проблему единства мира.
Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы
единства мира русские революционные демократы. Опираясь на дости-
жения философии, а также на новые успехи естествознания, они пыта-
лись взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому,
природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с
многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неор-
ганические "комбинации элементов" образуют единство и что органи-
ческие элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистичес-
ки рассматривая сущность общественных явлений, русские революцион-
ные демократы не смогли до конца последовательно разрешить пробле-
му материального единства мира.
Впервые проблему единства мира с последовательно материалис-
тических позиций смогли решить Маркс и Энгельс, опиравшиеся на
достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафи-
зическое представление о непроходимой пропасти между живой и нежи-
вой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорга-
нической материи, дав определение жизни как способа существования
белковых тел, являющихся ее материальными носителями.
Диалектический материализм при рассмотрении вопроса о единс-
тве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся
материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в
пространстве и времени.
По Дюрингу,мир един потому, что мы мыслим его единым.Однако с
этим нельзя согласиться: основу единства мира надо искать не в
мышлении, а в самом объективном мире. По этому поводу Энгельс пи-
сал: "Действительное единство мира состоит в его материальности, а
эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным
и трудным развитием философии и естествознания". (Ф.Энгельс. Ан-
ти-Дюринг, К.Маркс и Ф.Энгельс.Соч. Т.2О. С.43.).
Критикуя Маха за его принцип "экономии мышления" и Авенариуса
с его принципом "наименьшей траты сил", В.И.Ленин показал, что по-
добная экономия заключается в отбрасывании объективной реальности
вне нашего сознания, т.е. материи.
Материальное единство мира как диалектическое единство много-
образия проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискрет-
ность строения объективной действительности,, т.е. наличие в ней
качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений,
процессов, систем; во-вторых, как иерархические отношения между
системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся
во "включении" менее сложных систем в более сложные и вместе с тем
в несводимости специфических закономерностей последних к первым.
(См: Материалистическая диалектика. М.,1985. С.41).
Диалектико-материалистическое положение о материальном единс-
тве мира доказывается развитием естествознания. Открытие электро-
магнитных волн и светового давления свидетельствует о материаль-
ности электромагнитного поля и о наличии массы света, который
представляет собой, как оказалось, электромагнитные волны опреде-
ленной длины. Открытие клетки показало единство в строении всего
живого при всем многообразии его видов. Важными открытиями в этом
отношении являются открытие закона сохранения и превращения энер-
гии и создание эволюционной теории происхождения видов Дарвиным.
Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что
Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в сво-
ем составе те же химические элементы, что и Земля. Многообразие
химических элементов раскрывается периодической системой элементов
Д.И.Менделеева.
Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже
XIX-XX вв., показавшие сложную структуру атома. Обогатились предс-
тавления об основных формах движения. Все эти открытия отвергают
субстратно-вещественную модель мира, авторы которой метафизически
пытались свести всю материю в бесконечной Вселенной в некоей "пра-
материи". Такой первоматерией, первокирпичиком всех вещей английс-
кий физик Праут считал, например, атом водорода.
Кроме субстратно-вещественной модели единства мира, существу-
ет функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во
Вселенной связана с другой, сколь угодно удаленной от нее, а Все-
ленная функционирует как единый механизм, в котором каждое явление
строго необходимо и занимает вполне определенное место в общей це-
пи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает
действительность.
В наибольшей степени действительности соответствует атрибу-
тивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство
всех видов материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство
атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется и в единс-
тве законов сохранения.
Единство мира находит свое отражение, например, в математике,
которая раскрывает некоторые общие связи в окружающем мире. Дейс-
твительно, единство мира проявляется по Ленину, в поразительной
аналогичности дифференциальных уравнений, описывающих различные
области человеческого знания. Это, конечно, не исключает возмож-
ности описания одних и тех же явлений,, процессов, объектов с по-
мощью различных математических моделей. Так, например, решения
уравнений общей теории относительности, основанные на различных
допущениях,дают модели, математически описывающие Вселенную. Какая
из этих моделей наиболее точно описывает мир, выяснится в ходе
дальнейшего развития физики и астрофизики.
Вносит свой вклад в раскрытие сущности материального единства
мира и кибернетика, устанавливающая общее в различных явлениях и
процессах.И вообще, интеграция наук - свидетельство материального
единства мира.
В социальной сфере работами И.М.Сеченова, И.П.Павлова и др.
была раскрыта материальная основа психики человека и тем самым
навсегда развеяна дуалистическая идея о человеке как о соединении
двух противоположных начал - души и тела. Не менее важное значение
имело обоснование единства природы и общества.
Завершая анализ, отметим, что в глобальных масштабах матери-
альное единство мира проявляется в различных аспектах:
в абсолютности и вечности материи, ее несотворимости и неу-
ничтожимости;
во взаимной связи и обусловленности всех материальных систем
и структурных уровней материи;
в многообразных взаимных превращениях форм движущейся мате-
рии;
в историческом развитии материи, возникновении живых и соци-
ально организованных систем на основе менее сложных форм;
в наличии у всех форм материи всеобщих свойств и подчинении
их универсальным диалектическим закономерностям.
Среди всех всеобщих свойств, атрибутов материи важнейшим явля-
ется движение как способ существования материи.

Powered by Drupal - Design by artinet