Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе

Зависимость общества от природы прослеживается, следователь-
но,на всех этапах истории, однако значимость различных составляю-
щих природной среды в разные периоды была неодинаковой.
На ранних этапах первенствующую роль играли источники средств
жизни (дикие растения,животные,коренья и т.д.), а в дальнейшем с
развитием производства на первый план все больше выдвигались ес-
тественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь,нефть,ру-
ды металлов и т.д.). Богатства второй группы стали в эпоху цивили-
зации одним из важнейших условий развития производства, а следова-
тельно, и всего общества. Это свидетельствует о том, что сам ха-
рактер взаимодействия человека и общества с естественной средой
обитания определяется не одной только природной средой, но и уров-
нем развития производства.
В чем же конкретно просматривается влияние природы, ее факто-
ров на развитие общества, на ход и характер исторического процес-
са?
Это влияние многогранно. Прежде всего природа является необ-
ходимой средой существования и развития общества. В природе люди
находят пресную воду для питья, орошения и других производственных
нужд, воздух для дыхания и горения, строительные материалы, руду и
уголь, нефть и газ, плодородные земли и др.
Наряду с этим природные условия влияют на размещение произ-
водства, на территориальное разделение труда, а значит, и на рас-
селение людей. Несомненно влияние природных условий на темп разви-
тия общества. Так, чрезмерно суровые природные условия, подавляв-
шие человека, равно как и слишком щедрая природа, не стимулировав-
шая активность людей, сдерживали в свое время развитие общества и
на Крайнем Севере, и в тропиках.
Известное влияние на общественную жизнь оказывают ритмич-
ность природных процессов. Это находит свое отражение в цикличнос-
ти производства и потребления электроэнергии, в определенных про-
изводственных циклах в сельском хозяйстве и целом ряде так называ-
емых сезонных отраслей промышленности.
Воздействие природы на жизнь общества видно и в том, что даже
в наши дни стихийные бедствия могут оказывать серьезное влияние на
жизнь людей в отдельных районах (например, недавнее землетрясение
в Армении, многолетние засухи на северо-востоке Африки и т.д.).
Наконец, известное влияние на состояние здоровья и самочувс-
твие людей оказывают, так сказать, космические факторы: атмосфер-
ное давление, состояние магнитного поля Земли, активность Солнца.
А теперь кратко остановимся на отношении к природе и оценке
ее на различных этапах истории. На различии в отношении к природе
и ее оценке в разные периоды, несомненно, сказывались особенности
культуры той или иной эпохи, ее общий духовный климат.
В античном обществе, как уже отмечалось ранее, в философии да
и в культуре в целом ведущей идеей был космоцентризм. Космос, его
устройство, его гармония противопоставлялись хаосу, а идеалом счи-
талась жизнь в согласии с природой. Поэтому одной из главных задач
считалось постижение природы, ее тайн.
Средние века отмечены решительными сдвигами в понимании при-
роды и в отношении к ней. Поскольку природа бездуховна, она - ис-
точник зла, нечто низкое в сравнении с человеком, наделенным ду-
шой, а потому и недостойное внимания. Правда, параллельно сущест-
вовала и иная тенденция: так как природа сотворена богом, она зас-
луживает изучения для проникновения, в частности, в планы творца и
постижения его мудрости, запечатленной в природных процессах и яв-
лениях.
Эпоха возрождения отмечена поворотом к природе как источнику
радости и полноты жизни в противовес аскетизму средневековья. Это
нашло свое наиболее яркое выражение в искусстве эпохи.
И, наконец, в период становления промышленного капитализма, с
наступлением Нового времени происходит еще один, причем особенно
серьезные сдвиг в подходе к природе и ее оценке. Этот новый подход
в огрубленной форме можно определить как примитивно-потребитель-
ский. Природа начинает рассматриваться как объект преобразования,
как кладовая, из которой остается только черпать,ничего не отдавая
взамен. В этом новом подходе своеобразно преломились особенности
экономической основы капитализма. Подобный подход, его начала за-
ложены уже у Ф.Бекона в его формуле: знание - сила, оно источник
господства над природой. Еще рельефнее такой взгляд на природу вы-
ражен в печально знаменитой формуле: "Мы не можем ждать милостей
от природы, взять их у нее - наша задача".
Такой узкоутилитарный подход к природе вырос, если оставить в
стороне его чисто экономические основы, на почве объективизма нау-
ки, ее отношения к природе лишь как объекту, как к чему-то внешне-
му, отчужденному от человека.
А наряду с этим успехи науки и технико-технологические дости-
жения в "покорении" природы породили иллюзию всесилия и полной
надприродности человека, что нашло свою реализацию в идее антропо-
центризма и во все более глубоком отчуждении человека от природы.
Несомненно, работала и абсолютизация социологизаторских концепций
общества и человека при забвении природных подоснов того и другого
пренебрежения ими.
Так сложилась технократически-сциентистская формула отношения
к природе и тесно связанная с ней односторонне-социологизаторская
концепция человека, что в конечном счете сыграло немалую роль в
возникновении той тяжелой ситуации в системе общество-природа,ко-
торая получила название экологического кризиса.
Подобная формула фактически соответствовала реальной практике
взаимоотношений общества и природы вплоть до середины ХХ столетия.
Именно этот рубеж стал исходным для начала формирования ка-
чественно нового отношения к природе. Суть перемен в отношении к
природе на этом новом этапе состоит, во-первых, в преодолении вы-
сокомерного, антропоцентристского подхода к природе; во-вторых, в
начале ломки отчуждения человека от природы в повороте к осозна-
нию, а в перспективе и к восстановлению единства человека с его
биотическим окружением, к восприятию человеком себя как части при-
роды. Речь вместе с тем идет о переходе от жесткого, односторонне-
го монолога и даже диктата в обращении человека с природой к комп-
ромиссу, к диалогу между разумом и природой и обществом на разум-
ной основе.
Поэтому третий момент в трансформации отношения к природе -
отказ от примитивно-потребительских установок, от неограниченного
давления техносферы на природу и решительный переход к сознатель-
ности, организованности, разумности и гуманности во взаимодействии
общества с природой.
Становление нового отношения к природе - это процесс, который
находится в самом начале и пока еще очень далек от завершения. Не-
обходимо очень и очень многое, чтобы вытеснить из практики и об-
щественного сознания складывавшиеся столетиями стереотипы, старые
установки и старые взгляды, которые пока еще довольно часто дают о
себе знать в возникновении все новых очагов экологического бедс-
твия.

Powered by Drupal - Design by artinet