От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания

Материалистическое решение основного вопроса философии предпо- лагает в качестве важнейшей составляющей решение проблемы проис- хождения, возникновения сознания. Вопрос о возникновении сознания был камнем преткновения для метафизического материализма, поскольку его решение предполагает подход к миру с позиций диалектики как теории развития, во-первых, а во-вторых, выработку материалистического взгляда на исторический процесс, так как без этого невозможно установить наряду с природ- ными социальные факторы формирования сознания,их роль и значение в этом процессе. Если подойти к проблеме возникновения сознания в крупном, гло- бальном плане, то этот процесс органически связан с двумя гранди- озными по своему значению и масштабу качественными сдвигами, скач- ками в развитии материального мира. Первый из них - скачок от не- живого к живому, приведший к появлению биологической формы движе- ния материи и началу эволюции живых форм, которая в конечном итоге привела к появлению непосредственных животных предков человека. Второй качественный сдвиг - переход от животного состояния к чело- веку и человеческому обществу, который одновременно был скачком от психики животных к человеческому сознанию. Мы не останавливаемся специально на проблемах, связанных с по- явлением жизни на Земле, хотя они важны и интересны, принимая как факт, что жизнь возникла естественным путем. Дальнейшая эволюция живых форм, составляющая предысторию фор- мирования человека и его сознания, исследована Ч.Дарвиным и его последователями. Именно в процессе эволюции животного мира и были подготовлены условия и предпосылки для нового скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Но в чем суть скачка? Для ответа на этот вопрос, очевидно,сле- дует выяснить, чем отличается сознание человека от психики живот- ных. Эти отличия можно свести к трем основным: 1) человеку свойс- твенно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция. Таково главное содержание очерченного выше скачка. Однако при всей его глубине он был подготовлен еще в пределах животного царс- тва, где у высших животных особенно у антропоидов формируются жи- вотные, биологические формы труда, зачатки орудийного использова- ния предметов. А наряду с этим здесь уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а также получает определенное развитие зву- ковая сигнализация. Однако это были лишь биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли новые, социальные факторы. Социальная обусловленность возникновения и развития сознания обоснована в известном труде Ф.Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Здесь развита трудовая теория антропогенеза и генезиса человеческого сознания. Ф.Энгельс указы- вает и биологические факторы, подготовившие почву для становления человека; переход животных предков человека к прямой походке, к смешанной мясорастительной пище, а также стадность. Однако опреде- ляющую роль в процессе формирования человека и его сознания сыгра- ли совместный труд и складывающиеся на этой основе общественные отношения между людьми. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности на- ших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осоз- нанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основ- ном предметно-чувственное сознание с зачатками логического мышле- ния, а сам труд в значительной степени еще носил инстинктивный ха- рактер. Сознание на этом этапе еще было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Глубокий качественный сдвиг в труде и сознании произошел с на- чалом изготовления орудий труда и превращением на этой основе тру- да в собственно человеческий труд. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал на формирование сознания? Прежде всего труд предполагает способность целеполагания, мыс- ленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели. Именно эти моменты и сыграли основную роль в становлении мыш- ления. Ведь важнейшая особенность труда в том и состоит, что его результат еще до начала деятельности должен присутствовать в голо- ве человека идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель. Этим в первую очередь и объясняется, что сознание могло сложиться лишь в процессе труда. Труд, связанный с изготовлением орудий труда, опять-таки "ра- ботал" на формирование абстрактного мышления, поскольку он требует абстрагирования от непосредственных, биологических потребностей, так как направлен на создание лишь средств удовлетворения этих потребностей. Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в сферу труда, причем по ме- ре расширения этой сферы растет и объем необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания. В процессе труда и в тесной связи с ним осваиваются и опреде- ленные логические операции, например, анализа и синтеза, вырастаю- щие на основе практического анализа и синтеза. Но труд с самого начала был коллективным трудом, и он не мог носить иной характер при примитивности использовавшихся орудий труда, поэтому возникновение сознания и его развитие тесно связаны с развитием языка. Язык возник из потребности общения и координа- ции действий членов первобытного коллектива в процессе совместного труда. Он так же древен, как и сознание. Язык выполнял не только функцию средства общения, но и закреп- лял успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обо- гащения словарного запаса и усложнения грамматических форм языка. Кроме того, через посредство языка как средства общения то, чего достиг один из членов коллектива, становилось достоянием всех. А наряду с этим язык служил важнейшим средством передачи со- циального опыта от поколения к поколению, обеспечивал аккумулиро- вание этого опыта и тем самым точно так же способствовал развитию сознания. А в тесной связи с трудом и языком важнейшую роль играл в развитии сознания первобытный коллектив, общение его членов. Именно первобытный коллектив аккумулировал и передавал от поколе- ния к поколению опыт освоения мира, обеспечивал непрерывность и преемственность процесса становления и совершенствования сознания. Труд и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезъяны постепенно превратился в человечес- кий мозг. Итак, сознание как свойство высокоорганизованной материи есть общественный продукт, возникший в обществе и непрестанно развиваю- щийся на базе труда и всей системы общественных отношений между членами общества. Теперь, когда мы рассмотрели процесс становления человеческого сознания, вскрыли роль труда и языка в этом процессе, остановимся несколько более подробнее на вопросе о соотношении языка и мышле- ния.

Powered by Drupal - Design by artinet