Диалектика как наука

Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает филосо- фия, ее отличие от других типов мировоззрения, основные этапы раз- вития философии, учение о бытии, материи и ее атрибутах, о соотно- шении материи и сознания. Теперь нам предстоит основательно разобраться в очередных уз- ловых проблемах философии: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются ? Каковы источ- ник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика - важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии, к изучению которой мы приступаем. Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количест- венных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет дли- тельную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противни- ка и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался за- родыш современного понимания диалектики как учения, рассматриваю- щего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, разви- тии. Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о раз- витии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалек- тику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, при- роды и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъектив- ная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в го- лове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалек- тика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалекти- ческое мышление есть только отражение господствующего во всей при- роде движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей. Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениаль- ные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира выс- казывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и теку- честь мира. В средние века, когда философия почти на тысячу лет преврати- лась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматри- вались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учени- ях Н.Коперника, Д.Бруно и Г.Галилея вновь становится вопрос о бес- конечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом. Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалекти- ка была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, тео- ретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектичес- кую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того спосо- ба мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представле- ние о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу. По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диа- лектики понятий. К.Маркс не сразу пришел к материалистической диалектике, хотя размышления о диалектике есть в его ранних работах, в подготови- тельных тетрадях к докторской диссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла наряду с освоением рационально- го содержания и критикой идеалистической диалектики Гегеля. В чем же различие диалектики Гегеля и диалектики Маркса? "Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, - писал Маркс, - ибо я - материалист, а Гегель - идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобож- дения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод". (Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.32. С.448.). Поэ- тому, по мнению К.Маркса, задача заключалась в том, чтобы перевер- нуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно. Более подробно анализ противоположности диалектики Гегеля ди- алектике Маркса будет осуществлен в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь же следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод? В общем плане метод познавательной деятельности - это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод позна- ния задается объектом исследования, его особенностями. Иными сло- вами, познанные закономерности движения и развития действительнос- ти составляют объективную сторону метода, а возникающие на их ос- нове приемы, способы и формы исследования - субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им являются вырабо- танные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний. Единство мира предполагает существование всеобщих приемов и способов познания, всеобщих методов. Таким всеобщим методом и яв- ляется диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для по- лучения новых знаний мы используем ее как метод познавательной де- ятельности. Однако в истории развития философского метода, помимо диалек- тического, существует и другой альтернативный метод - метафизичес- кий. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сво- дят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основ- ным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изо- лированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отноше- ний между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир на- ходится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отри- цает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговоро- ту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в са- мом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей. считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка. Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, на- чальной стадией развития естествознания, когда оно больше опира- лось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Ана- лиз требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими. Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Но разложение вещей на отдельные час- ти, классы правомерно только в ограниченных пределах, когда необ- ходимо вычленить отдельный предмет из общей связи явлений, разде- лить целое на части. Это необходимый и оправданный исследователь- ский прием, но за ним должен следовать другой - выявление связей и отношений, общих закономерностей и противоречий, от чего метафизи- ка уже отказывается, неправомерно останавливаясь на полпути. Диа- лектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности. Метафизика нередко проявляется в виде преувеличения момента устойчивости, покоя, что приводит к оправданию застоя, к догматиз- му. Главным признаком догматизма при решении теоретических и поли- тических проблем является отказ от признания конкретности истины, т.е. зависимости от условий, времени и места. Положения, бывшие истинными для своего времени и обстоятельств, догматик превращает в неизменные догмы, будто бы годные на все времена и для всех на- родов. В итоге догматизм ведет к застою в научной мысли и общест- венной деятельности. С другой стороны, абсолютизация изменчивости, движения, отри- цание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к реляти- визму. Ярким примером релятивизма может служить высказывание древ- негреческого философа Кратиля, который говорил, что нельзя не только дважды, но и один раз ступить в одну и ту же реку. Этот фи- лософ преувеличивал изменчивость вещей, за которой терялись их от- носительная устойчивость, постоянство, равновесие. Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развитии. В этой характеристике вы- деляются два главных принципа диалектики - всеобщая связь и разви- тие. Поэтому следующий важный вопрос,который следует рассмотреть, - это сущность принципов диалектики.

Powered by Drupal - Design by artinet