Универсальные связи бытия. Развитие, его соотношение с движением и изменением

Прежде всего отметим, что под философскими принципами понима- ется совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагаю- щих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы нахо- дим уже в античной философии, которая считала,что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального на- чала (например, воды,огня,воздуха) со всем множеством вещей и яв- лений. Например, у Гераклита исходным началом был огонь, который выступает в роли основы всякой связи и раздельности вещей. "Гряду- щий огонь все будет отделять и связывать", - говорил он. В механическом материализме взаимосвязь понималась как меха- ническое соединение и разъединение каких-либо элементов. Так ее понимали Гольбах и Гельвеций, а диалектики-идеалисты выводили эту всеобщую связь из сознания или подобно Гегелю из мирового духа. Материалистическая диалектика рассматривает взаимосвязь как всеобщую форму бытия, свойственную всем явлениям действительности. Так, в неживой природе связь выражается законом всемирного тяготе- ния, а вещества представляют собой совокупность взаимосвязанных молекул. Что же касается человека, то он вышел из животного мира, из природы и тесно связан с ней. В настоящее время ведутся работы над связью земных проявлений жизни с космическими источниками энергии, изучается влияние астрономических факторов на различные циклы жизнедеятельности человека, животных и растений. Наука серь- езно задумывается над взаимной связью самых различных явлений - жизни простейших и солнечной активности, химического состава воды и космических колебаний морского дна. Все в мире оказывается взаимосвязанным. Поэтому такие важные для жизни человечества проблемы, как сохранение мира, охрана окру- жающей среды, развитие науки и техники, приобретают особый,не только теоретический, но и практический смысл, ибо нарушение или игнорирование установившихся в природе взаимозависимостей чреваты большими бедами. Думается, что для современного человека вопрос о взаимосвязи явлений природы и общества более актуален,чем в преды- дущие исторические эпохи. Значит, в своей деятельности мы всегда должны учитывать этот момент, проектируем ли поворот рек, строим ли атомную станцию или исследуем космос. Одним словом, решая гло- бальные проблемы, необходимо иметь в виду целостный, системный ха- рактер мира. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловлен- ности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, из- менения одного явления влекут за собой изменения другого. Напри- мер, общественное бытие определяет общественное сознание, измене- ние материальных условий жизни людей вызывает в конечном счете из- менения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные виды связей. Классификация их стро- ится либо по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления: прямые - опосредованные, внутренние - внешние, функци- ональные и генетические. Итак, с точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаи- модействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь. Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детер- минизма, т.е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие). Существуют различные способы и формы объективной детерминации явлений: связь случайного и необходимого, возможного и действи- тельного, бесконечного и конечного, определенного и неопределенно- го и т.д. Об этом речь пойдет подробнее при рассмотрении категорий диалектики. Признание взаимосвязи всех сторон каждого явления и вещи означает системный подход к объектам. С точки зрения диалек- тики, каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств: 1) системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойс- твами составляющих ее элементов; 2) определить характеристики эле- мента можно только тогда, когда он рассматривается как часть дан- ной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой сис- темы; 3) данная система обусловлена, в свою очередь, составляющими ее элементами; 4) между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т.д.; 5) в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структу- ру, которая обеспечивает устойчивость системы. Итак, система - динамическое образование, характеризующееся единством противоположностей- постоянством и изменчивостью. Поня- тие системы вводится потому, что нельзя сложные, многоуровневые связи предметов и процессов представить в виде простого линейного причинно-следственного ряда. Например, в историческое развитие вовлекается сразу все общество как целое, а не только его части, допустим, только экономика. В развитии участвует (тормозит или стимулирует его) и политическая надстройка, которая испытывает воздействие базиса и имеет свои законы развития, духовная жизнь общества, существующие религиозные и эстетические воззрения и т.д. Диалектико-материалистическое понимание связи и системности отличается от идеалистического и метафизического. Идеалистическая диалектическая философия в лице Гегеля внесла существенный вклад в развитие идей системности и взаимосвязи, взаимодействия. Но при этом Гегель исходил из потусторонней сущности - абсолютной идеи. Метафизический материализм XVII-XVIII вв. признавал связь яв- лений только в некоторых областях природы, а в качестве носителей этих связей выступали "невесомые", например, флогистон, обеспечи- вающий горение, теплород, который передает теплоту. Универсальной, всеобщей связью считалась только связь по законам механики. Эта историческая ограниченность была обусловлена уровнем развития нау- ки того времени, которая пока не давала материала для того, чтобы рассматривать связь как единый мировой процесс. Более того, метафизика рассматривала связь явлений как внеш- нее отношение между явлениями, сводила ее к однозначной детермина- ции причиной следствия, не учитывая диалектику причины и следс- твия. В этом заключается одна из особенностей метафизического спо- соба мышления. Ход исследования метафизики шел от части к целому, которое рассматривалось как простая сумма частей, допускался один вид детерминации - целого частью. Например, в учении об обществе в качестве исходного брались знания об отдельном индивиде, его неиз- менной природе. Но, чтобы познать часть,надо познать целое, т.е. общество, которое представляет собой упорядоченную целостную сис- тему, общественно-экономическую формацию со своими законами воз- никновения и функционирования. В то же время диалектико-материалистическая философия всегда выступала против абсолютизации жесткой, однозначной детерминации, против фатализма вульгарных социологов, которые каждое действие личности выводили из непосредственного воздействия экономических отношений. Маркс обосновал тезис об активной роли личности в исто- рическом процессе: законы истории нельзя изменить, но их можно познать и опираться на них в своей практической деятельности. Ис- тория учит, что всякое умаление значения сознательной активности, стихийность и самотек затрудняют осуществление задач исторического прогресса, так как фактически направлены против объективных требо- ваний социального детерминизма. В истории общества ничто не может совершиться вне и помимо деятельности самих людей, которые являют- ся и авторами, и актерами своей драмы. Диалектико-материалистическая философия, раскрыв объективную диалектику развития систем, внесла заметный вклад в методологию их познания. Так, учение об общественно-экономической формации как сложной, саморазвивающейся системе коренным образом изменило мето- дологию социально-исторического познания. Объектом познания стали не изолированные явления, а целостные системные образования, каж- дое из которых имеет свои законы существования и развития. Конечно, системный подход усложняет процесс познания, потому что предмет рассматривается многомерно, но только так и возможно вскрыть объективные законы его развития. Второй принцип диалектики - принцип развития, вытекает из всеобщей связи явлений. Движение не является однородным процессом.В нем выделяют три типа движения: движение от низшего к высшему, по восходящей линии; движение по нисходящей линии; движение по кругу, циклическое. Как же соотносятся движение и развития? В этом вопросе у фи- лософов нет единства. Некоторые (Свидерский В.И., Молевич Е.Ф. и др.) считают, что развитие есть частный случай движения, один из его видов. Но тогда как быть со всеобщностью и абсолютностью раз- вития? Очевидно, эти основные характеристики материи нельзя рассмат- ривать с позиции включенности одного в другое, критерий частного и общего здесь в принципе неприменим. Дело в том, что все диалекти- ческие категории, отображающие атрибутивные свойства материи, яв- ляются предельно всеобщими категориями. Определим, какие черты характеризуют развитие. Оно характери- зуется прежде всего неотделимостью от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а система изменения в структуре, в качест- ве. Поэтому первый признак в определении развития - качественное изменение. Во-вторых, это изменения не разовые, а комплексные, для которых характерна необратимость процессов. Далее, развитие - осо- бого рода связь состояний, имеющая направленность. Таким образом, развитие есть направленное, необратимое, качественное изменение объекта. Развитие представляет собой сложный процесс взаимосвязи одно- линейности и многолинейности, прямолинейности и зигзагообразности, восходящих и нисходящих линий и т.д. Но главными направлениями развития будут прогресс, регресс и одноуровневое развитие. При этом под прогрессом понимается развитие системы от низшего к выс- шему, повышение уровня организации. Противоположное направление развития - регресс - связано с понижением уровня организации, дви- жением системы от высшего к низшему. Прогресс относителен в том плане, что требует "системы отсче- та". Поэтому одно и то же явление может быть одновременно прогрес- сивным в одном отношении и регрессивным в другом (технический прогресс). Прогресс неразрывно связан с регрессом, поскольку восходящая ветвь развития предмета рано или поздно переходит в нисходящую. Кроме того, прогресс в общем может совмещаться с временным отступ- лением назад, например, контрреволюцией. Итак, материалистическая диалектика как наука представляет собой сложную систему, элементами которой выступают ее принципы, законы и категории, тесно связанные между собой. Однако диалектика является не только наукой, но всеобщим ме- тодом познания и преобразования действительности. Это означает, что она вооружает частные науки методологическими принципами, вы- текающими из названных выше основных принципов диалектики. К ним относятся: 1) принцип объективности, который требует, чтобы в процессе деятельности люди не подменяли объективную реаль- ность своими субъективными вымыслами, не соответствующими ей; 2) принцип всеобщей связи,требующий всестороннего рассмотрения пред- метов, процессов и явлений с учетом всех их опосредований; 3) принцип развития, согласно которому необходимо выяснять причины возникновения, становления всего сущего; 4) принцип конкретно-ис- торического подхода к анализу вещей, т.е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление; 5) принцип выде- ления основного звена в цепи событий, требующий выделения главных направлений в процессе человеческой деятельности; и наконец, 5) необходимо при анализе общественных явлений учитывать коренные интересы классов, социальных групп и отдельных людей. Эти принципы,так же, например, как грамматические правила при правописании должны стать основой диалектического стиля мышления исследователя. В дальнейшем необходимо на определении понятий, категорий, законов диалектики для анализа их роли в процессе познания.

Powered by Drupal - Design by artinet