Соотношение чувственного и рационального отражения в процессе познания

В процессе познания достаточно четко просматриваются две сто-
роны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку
исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до
последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени поз-
нания, хотя это и неточно, поскольку чувственное в ряде моментов
пронизывается рациональным и наоборот. Что же касается ступеней
или, точнее, уровней познания, то это скорее эмпирический и теоре-
тический уровни, о чем речь пойдет ниже.
Здесь же следует подчеркнуть, что процесс познания, как пра-
вило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с
помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы по-
лучаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего
мира.
Органы чувств человека - продукты не только истории природы,
но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств
человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества
играла и продолжает играть до сих пор общественная практика. Так,
сталевары в процессе варки стали обретают способность разливать
десятки оттенков красного цвета, ювелиры могут видеть тончайшие
различия драгоценных камней, дегустаторы чая - улавливать незамет-
ные для простых смертных особенности во вкусовых характеристиках
разных сортов чая, в чем участвуют, естественно, не только чувс-
тва, но и мысль.
Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в
виде ощущений, восприятий и представлений. Что из себя представля-
ет каждая из этих форм?
Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предме-
тов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные
ощущения и т.д.
Ощущения, как отмечал Л.Фейербах,это субъективный образ объ-
ективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно
отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от
особенностей физиологии органов чувств человека,, физиологии его
высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его
жизненного опыта.
Но это именно образ, а не просто знак, не символ, не иерог-
лиф, как утверждал Гельмгольц.
Нетрудно заметить, что Гельмгольц, объявляя ощущение всего
лишь символами, лишает их познавательной ценности, т.к. они ничего
не сообщают нам о свойствах предметов, которые лишь символизируют.
По сути дела это позиция кантианская: ощущения ничего не говорят о
вещах, и последние остаются для нас вещами в себе.
Иное дело, если ощущения являются образами, тогда они не мо-
гут не иметь известного сходства с отражаемыми свойствами, тогда
они могут и должны выступать и выступают исходной клеточкой позна-
вательного процесса. Вместе с тем, отвергая одностороннюю абсолю-
тизацию знаковой, символической природы ощущений, отстаивая тезис
о том, что ощущения - это прежде всего образы свойств вещей, сле-
дует признать, что ощущения имеют и характер знаков, но таких, ко-
торые несут в своем содержании объективную информацию об объектах,
выступают в роли знаков-образов, а точнее обладают и образной, и
знаковой сторонами. Но ощущения - это действительно лишь исходная
клеточка познавательного процесса. Более сложной и высокой формой
чувственного отражения является восприятие - целостный чувственный
образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств,
отражающих различные стороны, свойства этого объекта. Здесь уже,
как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый
объект.
Наконец, высшей формой чувственного отражения является _предс-
_тавление . - образное знание о непосредственно не воспринимаемых на-
ми объектах, воспроизводимое по памяти.
В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способ-
ность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.
При этом на уровне представлений обнаруживает себя такая спо-
собность нашего сознания, имеющая громадное значение в процессе
творчества, какой является _воображение . - способность соединять
чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действитель-
ности.
Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между
чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще идет не-
посредственно от чувственного материала и строится на нем, но в
представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второс-
тепенного, мало значимого и т.д.
Чувственное отражение - необходимая ступень познания, непос-
редственно связывающая сознание с внешним миром.
Завершая характеристику чувственного отражения действитель-
ности, укажем основные моменты, характеризующие его роль и место в
познавательном процессе.
Прежде всего органы чувств - это единственный канал, который
непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов
чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению.
Они дают тот минимум первичной информации, который необходим
и достаточен для познания того или иного объекта.
Рациональное познание в конечном счете базируется на том ма-
териале, который дают нам органы чувств.
Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается
прежде всего с помощью чувственных образов.
Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу досто-
инств чувственного отражения относится и его образность, а также
непосредственная данность его образов и их яркость.
Но чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь
единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания
общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом,
слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно
останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать
знания о внутреннем, о сущности.
Однако потребности практики как раз и диктуют необходимость
выявления за единичным - общего, за внешним - внутреннего, за яв-
лением - сущности и т.д.
Практика, таким образом, требует перехода, скачка от чувства
к мысли, от чувственного отражения к абстрактному мышлению или ра-
циональному познанию, которое преодолевает отмеченные выше ограни-
ченности чувственного отражения.
Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относи-
тельна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем, размышляем, и,
мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов,опираемся на
них. И все-таки что же мы понимаем под мышлением?
_Мышление . - это активное, целенаправленное, опосредованное,
обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отно-
шений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых
идей.
Это именно активное, целенаправленное отражение, что опреде-
ляется связью мышления и познания в целом с практикой, с его уст-
ремленностью к истине. Вместе с тем это отражение опосредованное в
отличие от чувственного отражения, поскольку оно опосредуется
чувственностью, ее образами. Мышление обобщает, схватывает общее в
объектах, и потому оно связано с абстрагированием, отвлечением от
второстепенного в объектах. А само отыскание общего диктуется
практикой, которая не должна всякий раз открывать Америку, а нуж-
дается в общих правилах, в знании законов и т.д. Наконец, мышление
за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями - сущность, сущест-
венные свойства и отношения вещей, поскольку без этого немыслима
ни практическая деятельность, ни приобретение по-настоящему глубо-
кого знания об объекте.
А теперь обратимся к характеристике основных форм мышления.
Эти формы знакомы каждому из нас, и хотя мы пользуемся ими посто-
янно, наверное, не каждый сможет с ходу назвать их.
Эти формы - понятие, суждение и умозаключение. Раскроем скоб-
ки в их содержании.
Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются об-
щие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явле-
ний.
Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обы-
денные и научные понятия. Понятия - это и итог работы мысли, и од-
новременно средства мышления.
Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их
связи друг с другом, отражающей в конечном счете связь вещей. Ины-
ми словами, о вещах мы судим.
_Суждение . - форма мысли, в которой посредством связи понятий
нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли.
Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При
этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей.
Наконец, _умозаключение . - форма движения мысли, при которой из
одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится
новое суждение, называемое заключением или следствием.
Умозаключения делятся на два основных класса - индуктивные,
представляющие собой выведение общего положения из ряда частных
фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения
выводятся частные, менее общие. Мы не затрагиваем здесь роли инту-
иции в познавательном процессе, поскольку об этом пойдет речь
дальше, когда мы перейдем к проблемам творчества.
Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны -
чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалек-
тически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный ма-
териал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть
и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и ра-
циональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само
по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к.
оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные
чувственные отражения.
В заключении кратко остановимся на критике сенсуализма и ра-
ционализма - двух крайностей в оценке соотношения чувственного и
рационального отражения в процессе познания.
Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д.Локк,Кондильяк и др.)
абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет
ничего в разуме,чего не было бы в чувствах.
Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного
познания как важнейшего источника первичной информации.
Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести
весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных,
принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда
пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математичес-
кими истинами и т.д.
Эти слабости сенсуализма активно использовал рационализм ( от
лат. ratio - разум) (Р.Декарт,Б.Спиноза,Лейбниц), принижавший в
свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место
разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в
своей односторонности останавливает познание на полпути, на чисто
опытных данных, то рационализм отрывает разум от его питательной
почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на
которой единственно может строиться успешная работа познающего мир
разума.
Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и раци-
онального познания, эмпирического и теоретического познания - ре-
альный путь к постижению истины. И мы как раз и обратимся теперь к
конечной цели познания - к проблеме истины.

Powered by Drupal - Design by artinet