Познание и творчество

Завершая анализ теории познания, следует подчеркнуть, что че-
ловек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преоб-
разует его на основе приобретенных знаний. Вся вторая, искусствен-
но созданная природа или, говоря иными словами, человеческое об-
щество, вся материальная и духовная культура - продукт познания
мира и его преобразования, продукт творчества.
Творческий характер носит и само познание, и практическая де-
ятельность, в основе которой лежат ее результаты.
Творчество проявляется и в движении познающей мысли по непро-
торенным путем, и в продуктах труда, прежде всего в технике, отли-
чающихся новизной, в обновлении различных сторон необъятного мира
материальной и духовной культурой.
Но что такое творчество? Творчество - это деятельность по
созданию неповторимых по характеру осуществления и результату ори-
гинальных в общественно-историческом отношении, а не только в ин-
дивидуальном уникальных материальных и духовных ценностей (откры-
тие новых свойств и закономерностей,создание ценностей искусства,
новых образцов техники и новых видов технологии и т.д.).
Мир творчества бесконечно многообразен, как многообразна сама
духовная и практическая деятельность. Новаторство и новации - не-
обходимая сторона развития и познавательной, теоретической и пре-
образующей, практической деятельности людей, развития общества в
целом.
Основными видами творчества являются научное, изобретатель-
ское,политическое, организаторское, философское, художественное.
мифологическое, религиозное,повседневно-бытовое.
В конечном счете в основе творчества и творческой деятельнос-
ти лежат общественные потребности, а если идти дальше, то противо-
речия, возникающие в научном познании и практической деятельности,
разрешение которых предполагает выход за пределы достигнутого
уровня знаний или за рамки существующего уровня техники и техноло-
гии и т.д.
Так, разрешение противоречия между фактом постоянства скорос-
ти света и основоположениями классической механики вызвало к жизни
теорию относительности, противоречие между растущими прочностными
характеристиками материалов и устаревшими неэффективными методами
их обработки породило новые технологии - электрохимическую, техно-
логию обработки металлов в состоянии сверхпластичности и т.д.
Часто точки роста научного знания возникают на границе - но-
вый эмпирический факт и неспособность старой теории объяснить его.
В области технического развития подобные точки роста связаны
с противоречиями между старой технологией и новой техникой, старой
технологией и новыми характеристиками конструкционных материалов и
т.д.
Каковы же основные предпосылки развития творческих потенций
человека?
Прежде всего это обширные и глубокие знания в определенной
области как условий видения имеющихся проблем и база для их разре-
шения.
Второй очень важный момент - свобода критики, творческих дис-
куссий, обмена и борьбы мнений. Что бы то ни было, монополия на
истину в последней инстанции и творческий поиск в науке - вещи не-
совместимые. Именно такая ситуация имела место в общественных нау-
ках во времена культа личности Сталина да и в эпоху застоя.
Наконец, предпосылкой и условием творчества является развитие
необходимых для этого способностей, в частности, воображения, осо-
бенно продуктивного, способности формирования нового наглядного
или наглядно-понятийного образа, модели потребного будущего и т.д.
Одно из средств развития воображения - приобщение к искусс-
тву. Характерно, что многие выдающиеся ученые, инженеры прямо ука-
зывали на ту роль, которую искусство играло в их научном и техни-
ческом творчестве.
Именно развитое творческое воображение выступает в качестве
средства прорыва традиционных представлений, выхода за их пределы.
Будучи слитым с мышлением в органическое единство, творческое во-
ображение усиливает продуктивную мощь мышления, расширяет прост-
ранство продуктивного поиска.
Завершая разговор о творчестве, нельзя обойти вопрос о приро-
де интуиции и ее роли в творчестве.
Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно
полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вы-
вод, минуя промежуточно логические аргументы в его пользу.
Способность непосредственного усмотрения истины, минуя проме-
жуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней,
называют _интуицией ..
Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не
сверхъестественное. И хотя механизмы интуиции до настоящего време-
ни изучены недостаточно, однако ее научный анализ требует лишить
это явление ореола таинственности.
Роль интуиции в творческом процессе трудно переоценить. Об
этом свидетельствуют мнения выдающихся ученых. Так, А.Эйнштейн ут-
верждал,что подлинной ценностью является в сущности только интуи-
ция. В свою очередь другой великий физик Луи де Бройль писал: "Та-
ким образом (поразительное противоречие!), человеческая наука, по
существу рациональная в своих основах и по своим методам, может
осуществлять свои наиболее замечательные завоевания путем внезап-
ных опасных скачков ума, когда проявляются способности, освобож-
денные от тяжелых оков строгого рассуждения" . (Бройль де Л. По
тропам науки. М.,1962. С.295).
Прежде всего интуиция, как уже отмечено выше, - функция осно-
вательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно
на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому
открытию.
Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной
предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тог-
да, когда, казалось бы , все логические резервы поиска исчерпаны.
Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет
бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" от-
дельные звенья логической цепи.
Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет на-
личие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало тол-
чок для рождения идеи подвесного моста.
Завершая конспективный, схематический анализ проблемы твор-
чества, следует подчеркнуть, что атмосфера, обновления всех сфер
общественной жизни особенно благоприятна для приложения творческих
потенций, для развития социального и научно-технического творчест-
ва. Все это требует вовлечения в процесс творчества все больше мо-
лодых сил. Обстановка демократизации отношений и в науке, и в об-
ществе, дух гласности и критики, свободного обмена,, борьбы и плю-
рализма мнений - все это создает такую обстановку, которая будет
благоприятствовать развитию творческих способностей и их примене-
нию на всех участках, во всех сферах общественной жизни. Вместе с
тем и в наши дни новаторство и творчество требуют немалой энергии,
поскольку на их пути нередко появляются бюрократические рогатки и
иные помехи. Поэтому включаясь в решение задач обновления нашей
жизни, прокладывая дорогу новому, следует быть готовыми к преодо-
лению подобных препятствий.

Powered by Drupal - Design by artinet