Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура

Завершая анализ проблем, связанных с научным познанием, оста-
новимся кратко на этапах познавательного цикла и основных главных
формах научнго познания.
Начальная ступень научного познавательного цикла - постановка
проблемы, которую можно определить как знание о незнании, знание
со знаком вопроса. В постановке проблемы необходимо, во-первых,
осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понима-
ние смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного
и неизвестного.
Второе звено цикла - выработка гипотезы (или ряда гипотез) с
целью решения проблемы. Гипотеза - научно обоснованное предположе-
ние, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначени-
ем решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Не
вдаваясь в подробности, укажем на признаки плодотворности гипотезы.
Прежде всего качество гипотезы определяется мерой ее способности
охватить как исследуемый круг явлений, так и другие, в том числе и
вновь открываемые явления. Сила гипотезы измеряется и тем, нас-
колько она способна предсказывать новые факты. Наконец, гипотеза
должна отвечать требованию принципиальной проверимости, нерифици-
руемости.
Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса
теории предполагает ее подтверждение, доказательство, осуществляе-
мое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом.
Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не веро-
ятное, а достоверное знание.
Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая
определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдви-
нутых положений и сводящая открытые в данной области законы к еди-
ному основанию. Например, теория относительности, квантовая тео-
рия, теория государства и права и т.д.
Обозначим основные черты научной теории:
1. Научная теория - это знание об определенном предмете или
строго определенной, органически связанной группе явлений. Объеди-
нение знания в теорию определяется ее предметом.
2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует
объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описа-
ние, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.
3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказы-
вать течение процессов.
4. В развитой теории все ее главные положения должны быть
объединены общим началом, основанием.
5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны
быть обоснованы.
Что же касается структуры научной теории, то она включает,
во-первых, основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы
диалектики); во-вторых, законы, выступающие в качестве косяка на-
учной теории, ее базы; в-третьих, узловые понятия, категориальный
аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основ-
ное содержание теории; наконец, в-четвертых, идеи, в которых орга-
нически слиты отражение объективной реальности и постановка прак-
тических задач перед людьми.
Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного
общества, с одной стороны, а с другой - опасные негативные соци-
альные следствия бездумности, а порой и откровенно преступного ис-
пользования достижений науки повышают в наши дни требования к
нравственным качествам ученых, к этической, если ставить вопрос
шире, стороне научной деятельности. Наметим хотя бы пунктирно не-
которые из этих этических требований.
Прежде всего ученый должен соблюдать общечеловеческие нормы
нравственности, и спрос с него в этом отношении должен быть выше,
чем в среднем, и в силу важности его функций, и в силу высокой от-
ветственности за социальные результаты его деятельности.
Второе требование - требование бескорыстного поиска истины
без каких бы то ни было уступок коньюнктуре, внешнему давлению и
т.д.
Третье - нацеленность на поиск нового знания и его до конца
честного, досконального обоснования, не допуская подлога, погони
за дешевой сенсацией, а тем более плагиата.
Четвертый устой этики науки - обеспечение свободы научного
поиска.
Наконец, последний, пятый по счету, но первостепенный по зна-
чимости устой этики науки и этики ученого - высокая социальная от-
ветственность и за результаты своих исследований, и в еще большей
степени за их практическое использование. О необходимости повыше-
ния ответственности ученых и работников инженерной мысли за свои
решения свидетельствует тяжелый груз Чернобыля.
Глобальные проблемы современности, - экологическая в особен-
ности, да и не только она, - говорят о том, что от людей науки, да
и от всех людей вообще требуется ныне по-новому, с повышенной тре-
бовательностью подходить к оценке и нашей познавательной, и нашей
практической деятельности.

Powered by Drupal - Design by artinet