Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель

Важнейшей составной частью философии является системный ана-
лиз общества и исторического процесса в целом. Особая важность
такого анализа непосредственно связана с решающим значением в фи-
лософии проблемы отношения человека и мира.
Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абс-
трагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая
свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая
"безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее
познавательная и методологическая ценность была бы значительно сни-
жена.
Все это превращает системное философско-социологическое ос-
мысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую
и притом органически составную часть философии.
Понятно, что философско-социологический анализ общества не
должен вести к узурпации прав и территории других наук об общест-
ве. Это должен быть именно философский анализ общественной жизни -
под углом зрения основного вопроса философии, с позиций выявления
не частных, а общих законов движения и развития общества и т.д.
Исходным пунктом философского анализа общества, построения его те-
оретической, идеальной модели является рассмотрение общества как
особой, специфической подсистемы объективной реальности.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество
вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть осо-
бенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную
природу.
Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится
и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без
природы как базиса у общества нет будущего.
Общество - особая подсистема объективной реальности, специфи-
ческая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой под-
системы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества де-
лают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит
лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не
приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности ве-
щества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребнос-
тей. Деятельность, таким образом, есть способ существования соци-
ального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реа-
лизуется через деятельность.
В отличие от природы общество имеет свои пространственно-вре-
менные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими,
особенным и специфическим законам.
Философский анализ общества имеет своей целью на основе исс-
ледования конкретно-исторических обществ или их состояний построе-
ние идеальной модели общества с использованием целой системы фило-
софских категорий. К ним относятся категории деятельности, матери-
ального производства, общественных отношений, базиса и надстройки,
общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчерк-
нуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд за-
дач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвле-
каясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно
развитой форме, выявить законы его движения.
Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно
переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и
представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено
в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от
деталей и случайных наслоений виде и т.д. Основания выработки по-
добной модели в различных философских учениях неодинаковы. В основ-
ном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих
построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяс-
нить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя
конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными
аналогиями (кровообращение - торговля, головной мозг - правитель-
ство). Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного,
идеального начала. Так, Н.А.Бердяев утверждает, что историческая
действительность есть "...особая и высшая духовная действитель-
ность" (Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990. С.14). Наконец, мате-
риалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную
форму материи. Но возникает законный вопрос: зачем нужна подобная
логизированная модель общества?
Прежде всего она задает исходные принципы подхода к изучению
реальной истории общества. Она дает вместе с тем руководящую нить,
позволяющую сознательно продвигаться в лабиринте фактов, событий
и т.д.
Логическая схема, естественно, беднее живой истории, но она
схватывает ее суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущнос-
ти, глубже разобраться в конкретном историческом материале, помо-
гает найти правильное решение той или иной проблемы, вставшей на
повестке дня в определенной конкретной ситуации. Философская мето-
дология сама по себе не претендует на непосредственное раскрытие
причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их
конкретном многообразии, но она помогает правильно поставить проб-
лему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.
Взять хотя бы соотношение материальной основы общества и соз-
нания. Различное решение вопроса об этом соотношении - необходимый
компонент построения идеальной модели общества. Если за исходное
берется сознание и в нем видится конечная причина всего происходя-
щего в истории, то это один исходный пункт в анализе определенной
ситуации, а значит, и в решении той или иной возникшей проблемы.
Напротив, если за основу общества берутся его материальные устои,
то и результаты анализа и предлагаемые пути решения той же пробле-
мы окажутся совершенно иными. Все это превращает выработку идеаль-
ной модели общества в задачу первостепенной важности. Понятно, что
речь идет не об использовании теоретической модели общества как
мертвой схемы, под которую остается лишь подгонять живые факты, а
тем более не о ее применении для оправдания сомнительных установок
тех или иных деятелей, случайно оказавшихся у кормила правления.
Речь идет о том, чтобы философско-социологическая теория об-
щества, его идеализированная модель применялись в ходе конкретного
анализа каждой конкретной ситуации как путеводитель в сложных ла-
биринтах общественной жизни.
В процессе выработки теоретической модели общества мы будем
двигаться от наиболее общих, абстрактных построений ко все более
конкретным и богатым по содержанию. Сделаем лишь самые первые шаги
на этом пути.
Начнем с самого общего: что такое общество? Ясно прежде все-
го, что общество - это определенная целостность, особая подсистема
объективной реальности. Но если это система, то ее основу как вся-
кой системы составляют элементы, требования к которым должны,
по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать
простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах сис-
темы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных
первокирпичиков системы. Что же это за элементы?
Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как
субъект истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах
общественного здания. Можно сказать, что человек- это главный,
краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек
реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельнос-
ти,содержание которой составляет его целесообразное изменение и
преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах,
причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все
более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго
элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной
системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего
многообразия социально значимых видов деятельности. Именно дея-
тельность как способ существования социального объединяет социаль-
ные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных
отношений простую сумму индивидов в нечто большее - в некоторую
органическую целостность, в общество.
Но что такое общественные отношения? Общественные отношения -
это многообразные связи между членами общества, социальными груп-
пами, а также внутри них, возникающие в процессе материально-про-
изводственной, экономической, социальной, политической и духовной
жизни и деятельности.
При этом общественные отношения не однородны, в их системе
выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню при-
надлежат материальные, т.е. складывающиеся независимо от сознания
общественные отношения. К их числу в первую очередь относятся про-
изводственные, экономические отношения (наряду с этим могут быть
выделены и такие виды материальных отношений, как организацион-
но-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют
идеологические отношения, которые в отличие от отношений первого
уровня складываются, возникают лишь проходя через сознание, на ба-
зе определенных идей и взглядов. Но к этим проблемам мы еще вер-
немся в дальнейшем, здесь же подчеркнем еще раз: человек,деятель-
ность, общественные отношения - такова триада определяющих элемен-
тов общества как системы.
Таким образом, общество представляет собой совокупность лю-
дей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на
основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Powered by Drupal - Design by artinet