Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу

Выше были очерчены исходные принципы выработки философско-со-
циологической модели общества. Обратимся к ключевой проблеме фор-
мирования диалектико-материалистической концепции общество к поис-
ку материального основания общества и решению вопросов о соотно-
шении этого основания с сознанием.
Сложность решения этой задачи связана уже с тем, что история
общества, его развития есть результат деятельности людей, наделен-
ных сознанием. В итоге при анализе общественных явлений возникает
своеобразный оптический обман: кажется, что в обществе все проис-
ходит совсем не так, как в природе, что здесь первопричину всего
происходящего следует искать, в отличие от природы, не в матери-
альных основаниях, а в головах людей, в их воле, в их мыслях и же-
ланиях. Условия и предпосылки для выработки материалистического
понимания истории подготавливались и развитием общественно-полити-
ческой мысли в конце XVIII века и в особенности сдвигами, проис-
шедшими в обществе с переходом к капитализму. Их суть состояла в
том, во-первых, что капитализм обнажил материальные, экономические
основания общественной жизни, которые при феодализме были скрыты
под идеологическими наслоениями. Во-вторых, наряду с этим, при ка-
питализме ускорился, причем многократно, ход истории, что в опре-
деленной степени облегчило проникновение в механизм развития об-
щества и действия его движущих сил.
Все это и дало возможность открыть подлинную основу общест-
венной жизни в социальной форме материи. Сыграл свою роль, в част-
ности, и тот факт, что с развитием общества, с радикальными изме-
нениями условий жизнедеятельности людей менялись сами люди и их
взгляды, теоретические концепции. Суть зависимости сознания от бы-
тия Маркс выразил: так: "Сознание никогда не может быть чем-либо
иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс
их жизни".
Но что же представляет собой социальная материя, объективная
общественная реальность, то, что обычно характеризует как реальный
процесс жизни людей? Главные условия,которым должна удовлетворять
эта объективная реальность, эта основа общества, по-видимому,
должны быть следующие: во-первых, она не должна быть духовной
субстанцией; во-вторых, должна складываться независимо от созна-
ния, в-третьих, определять общественное сознание.
Попытаемся найти основные составляющие этой основы общества,
причем такие, которые отвечали бы очерченным выше условиям. Ядро
этой особенной формы материи образуют материальное производство и
отношения, складывающиеся в его процессе, то, что Маркс характери-
зовал как "способ производства материальной жизни". Наряду с этим
к материальной основе общественной жизни относится и воспроизводс-
тво самих людей, а значит, и потребление как условие воспроизвод-
ства, а также материальная сторона быта, природная среда и народо-
население. Именно эту, материальную сторону общественной жизни,
очевидно, и имел в виду Маркс, когда он вел речь об общественном
бытии и об определяющей роли этого бытия по отношению к обществен-
ному сознанию.
Общественное же сознание, в свою очередь, представляет собой
осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и ок-
ружающей действительности. Бытие общества включает в себя и мате-
риальные, и духовные явления. Социальное, общественное вообще
всегда содержит в себе и материальную сторону, и сторону духовную.
Вот почему, когда мы ведем речь об определяющей роли общественного
бытия по отношению к общественному сознанию, это бытие следует по-
нимать лишь как социальную форму материи. Наряду с этим необходимо
уточнить понятия материального и идеального применительно к об-
щественной жизни. Материальное здесь существует не только в его
привычной, вещной, предметной форме, но и в виде материальных,
прежде всего производственных отношений.
Что касается идеального, то оно в обществе представлено не
только в виде мыслей, чувств, взглядов определенных людей, т.е. в
виде явлений индивидуализированного сознания, но наряду с этим и в
виде объективированного духовного, т.е. в форме идей, мыслей, цен-
ностей, смыслов и т.д., материализованных в вещах, книгах, учреж-
дениях, произведениях искусства, а также в виде своеобразной общей
духовной атмосферы, складывающейся в обществе в виде нравственных
нормативов, правовых установок и т.д.
Материалистическое решение вопроса о состоянии социальной
формы материи, общественного бытия и общественного сознания не
только противопоставляет материализм идеализму в понимании исто-
рии, но и дает возможность распространить на явления общественного
сознания принципы социального детерминизма, причинной обусловлен-
ности явлений. Тем самым создаются условия для научного анализа
духовной жизни общества, объяснение явлений сознания из особеннос-
тей общественного бытия. Так, сословная иерархия, отличающая фео-
дализм от капитализма, во многом объясняет своеобразие сознания
феодальной эпохи, где не могло быть и речи об идеях свободы, ра-
венства, справедливости, свойственных периоду становления буржуаз-
ного общества.
Материалистическое решение вопроса об общественном бытии и
общественном сознании - важный методологический принцип анализа и
тех процессов, которые происходят в настоящее время в нашем об-
ществе. Духовный кризис в обществе стал своеобразным отражением
негативных явлений в его материальной основе, так как: уравниловка
в сфере распределения, отчуждение людей труда от собственности в
условиях тотального огосударствления производства и безраздельного
господства командно-административной системы управления экономикой
и т.д.
И выход из этой ситуации один - осознание противоречий дейс-
твительности и необходимости ее практического преобразования, а
главное - реальное решение этой задачи, переделка как экономичес-
кого фундамента общества, так и его верхних этажей.
Особо следует подчеркнуть, что общественное сознание, будучи
отражением общественного бытия, в то же время имеет внутреннюю ло-
гику своего развития, является относительно самостоятельным. Это
прослеживается и в преемственности, проявляющейся в развитии его
форм, а главное - в обратном воздействии общественного сознания на
все стороны общественной жизни, в его активности.
Иными словами, вторичность, производность общественного соз-
нания от общественного бытия вовсе не означает его второсортности,
а тем более второстепенности его роли в истории. Одна из причин
кризисных явлений в духовной сфере нашего общества - низведение
диалектико-материалистического понимания истории до уровня вульгар-
ного, экономического материализма, пренебрегающего ролью и значе-
нием духовных богатств общества, его интеллектуальным потенциалом,
подменяющего научный подход в управлении методом проб и ошибок. ВО
времена культа Сталина, в эпоху застоя все это нашло выражение и в
массовом истреблении интеллигенции, и в возвеличивании сермяжной
псевдонауки типа лысенковской "мичуринской биологии", и в насажде-
нии административно-командных методов в науке, в искусстве, в ду-
ховной культуре в целом и т.д. Все это сказалось, причем крайне
отрицательно, на развитии и состоянии общественного сознания. Ат-
мосфера страха, искусственных запретов, отсутствие свободы твор-
чества - все это не могло не наложить тяжелого отпечатка на разви-
тие науки и искусства, да и самих общественных наук. Важным усло-
вием преодоления кризисных явлений в духовной сфере является поэ-
тому восстановление в правах подлинно диалектико-материалистичес-
кого понимания истории, признание действительно великой роли ду-
ховных факторов в историческом процессе.
Одна из ключевых проблем сегодня - снятие всех препон на пути
возвышения интеллектуального потенциала общества, создание атмос-
феры творчества во всех областях духовной жизни, поскольку без
этого нам не решить всей суммы задач по переделке экономических
основ общества и его социально-политической надстройки.

Powered by Drupal - Design by artinet