Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма

Мы уже отметили, что историю творят сами люди, что именно они
являются подлинным субъектом истории.
Практическая деятельность, общественно-историческая практика
- вот тот фактор, который обеспечивает движение человеческого об-
щества и лежит в основе его истории. Это прежде всего материаль-
но-производственная практика, образующая фундамент общественной
жизни, это социальная практика, суть и смысл которой состоит в
преобразовании общественных отношений, наконец, эксперимент как
особый вид практики, практики научной.
Именно практика как предметная материальная деятельность,
преобразующая природу и общество в целях удовлетворения обществен-
ных потребностей, и составляет ядро общественного бытия, основной
способ существования и развития общества.
Вместе с тем в общественной практике органически слиты объ-
ективное и субъективное. Практика объективна как предметная, мате-
риальная преобразующая деятельность людей, но она в то же время
всегда дана в единстве с субъективной стороной, поскольку это дея-
тельность преследующего свои цели человека, т.е. деятельность
осознанная.
Общество - самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система. Ис-
точники его саморазвития (как и развития мира в целом) заключены в
диалектических противоречиях, приобретающих в обществе характер
специфических, социальных противоречий.
Ядро же самодвижения общества образует деятельность, выступа-
ющая в качестве способа существования социального, поскольку вся-
кое изменение общества реализуется через деятельность.
Деятельность - основная и решающая сфера проявления социаль-
ной активности субъектов истории, начиная с отдельных индивидов и
кончая человечеством в целом.
Но что же побуждает людей к деятельности, питает их социаль-
ную активность?
Социологи до Маркса, полагали, что все дело в свободной воле,
в желаниях, мыслях и идеалах, которые рождаются в головах людей и
движут их поступками, их действиями.
Здесь есть доля истины. "Все, что приводит людей в движение,
- справедливо отмечал Ф.Энгельс, - должно пройти через из голову".
Но сами воля, желания, мысли людей детерминированы материальными
факторами, за ними следует видеть их материальную объективную ос-
нову в виде потребностей и интересов масс, социальных групп, от-
дельных личностей. Роль потребностей и интересов в побуждении к
деятельности отчетливо просматривается в самое ее структуре, ос-
новными соподчиненными элементами которой выступают: потребность -
интерес - цель деятельности - ее мотив - собственно деятельность -
результат.
Обратимся к анализу роли и значения исходных звеньев этой це-
почки - потребностей и интересов. Потребность выступает как исход-
ный момент в пусковом механизме развития общества.
Потребность - это нужда в чем-либо, необходимом для поддержа-
ния жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной
группы, общества в целом.
Потребности выступают в качестве внутреннего побудителя ак-
тивности. Это верно по отношению к биологическим (витальным) пот-
ребностям (в воздухе, воде, пище и т.д.), и еще более правильно по
отношению к потребностям социальным, которые, как известно, произ-
водятся также, как и предметы для их удовлетворения. При этом объ-
ем и характер потребностей зависят как от уровня развития общества
и общественного производства, так и от условий деятельности и
места различных групп людей в системе общественных отношений. В
обществе складывается своеобразная иерархия потребностей - основу
этой иерархии составляют материальные, прежде всего экономические
потребности,они определяют потребности духовные. Потребности через
потребление диалектически связаны с производством. Потребление не
только удовлетворяет потребности, но и воспроизводит их, побуждая
к повторению производственного цикла, превращает производство в
постоянный процесс, в воспроизводство. При этом производство и
потребление в их диалектической взаимосвязи обеспечивают не только
удовлетворение потребностей, но и их развитие.
В истории общества в целом прослеживается действие закона
возвышения потребностей. Действие этого закона обнаруживается в
том, что повторение циклов общественного производства приобретает
характер расширенного воспроизводства, поступательного движения
производства, а значит и общества. Поэтому возвышение потребностей
выступает как одна из важнейших движущих сил истории. Через возвы-
шение потребностей разрешается противоречие между производством и
потреблением с тем, чтобы вновь быть воспроизведенным и вновь раз-
решенным и т.д.
Общественные потребности не ограничиваются индивидуальными
потребностями, вновь выступают и как потребности социальных групп,
общества в целом. Они и побуждают не только отдельные личности, но
и большие группы людей либо поддерживать старое, либо выступать за
его устранение, за утверждение нового, побуждают к разрешению наз-
ревших противоречий.
При этом потребности выступают и в конечном счете осознаются
как интересы. Интересы выражают отношение общества, данного клас-
са, социальной группы ко всей совокупности общественных институ-
тов, материальных и духовных ценностей на определенном этапе раз-
вития. Можно сказать, что интересы представляют важнейший элемент
механизма, посредством которого объективные, сложившиеся в общест-
ве потребности осваиваются социальными группами, социальными сила-
ми и превращаются в мощный фактор, побуждающий их к социальному
действию.
Интересы имеют объективное основание в системе общественных
отношений. "Экономические отношения каждого данного общества про-
являются, - писал Ф.Энгельс, - прежде всего как интересы".
Поскольку положение социальных групп, индивидов в системе об-
щественных отношений неодинаково, различны и их интересы. Больше
того, на каждом этапе истории складывается сложная, многомерная
система интересов.
Прежде всего многообразие мест в системе общественных отноше-
ний определяет существование целого веера интересов различных
классов и других социальных групп, этнических образований, соци-
ально-профессиональных групп, групп социально-демографических, ре-
гиональных образований и т.д. И на каждом уровне нет мертвого тож-
дества интересов, а наоборот - всегда есть различия, достигающие
нередко уровня противоположности.
Многообразие интересов характеризует не только этот,горизон-
тальный срез, но и срез вертикальный. С одной стороны, интересы
всегда разделяются по степени их существенности для того или иного
субъекта. Особо важные интересы, с которыми связано само существо-
вание данного субъекта, обычно называют основными или коренными.
Правильное определение веса и значения интересов предельно
важно в политике, равно как и для трезвой самооценки личных инте-
ресов.
С другой стороны, система интересов образует своеобразную пи-
рамиду от экономических интересов, лежащих в ее основании к инте-
ресам социально-политическим и, наконец, венчающим эту пирамиду
интересам духовным. Сложность взаимосвязей и системы детерминации
в этой своеобразной иерархии требует в каждый период истории конк-
ретного анализа.
Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению дви-
жущих сил развития общества на разных этапах истории. Будучи пру-
жиной самодвижения социума, приводя в движение субъектов истори-
ческого процесса интересы способствуют обновлению общества и лежат
в конечном счете в основе собственного самоотрицания.
Смена общественных форм, смена этапов истории - это и переход
от одной системы общественных потребностей и интересов к иной, со-
ответствующей новому состоянию общества.
А сам этот переход осуществляется в процессе практической,
преобразующей деятельности, подчиненный реализации определенных
общественных потребностей и интересов. При этом на всех ступенях
практики, начиная с осознания потребности и вплоть до результата,
присутствует и субъективное начало. В природе действуют слепые,
стихийные силы, они сталкиваются, начинается жизнь природы. Совсем
не так обстоит дело в обществе. Движение истории определяется
практической деятельностью, в которой материальное, объективное
всегда сочетается с духовным, субъективным.
Это и порождает неправильное представление о том, что понятие
закономерности, "работающее", когда речь идет о природе, теряет
смысл, как только речь заходит об обществе, поскольку здесь заме-
шаны сознание, свободная воля и произвол людей - вещи, с идеей за-
кономерности вроде бы несовместимое. Можно ли с этим согласиться?
Для ответа на этот вопрос обратимся к соотношению в истории объек-
тивных условий и субъективного фактора. Под объективными условиями
мы понимаем состояние общества и прежде всего его экономический
фундамент, а также его социальную, политическую и духовную сферы.
Субъективный же фактор - это более или менее осознанная деятель-
ность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы,
классы, партии и отдельные люди.
Понятия объективного и субъективного в истории не тождествен-
ны понятиям материального и идеального. С одной стороны, к объек-
тивным условиям относятся не только материально-предметная среда и
материальные общественные отношения, но и духовный климат, духов-
ная атмосфера времени и другие явления, которые отнести к матери-
альным нельзя. С другой стороны, и сам субъект, и его деятельность
отнюдь не сводятся к его сознательности, к чему-то духовному, хотя
их роль, когда речь идет о субъективном начале в истории, громадна.
При всей значимости субъективного начала в истории решения и
свободно избранные поступки людей в принципе не могут носить про-
извольный характер. Это объясняется уже тем, что каждое новое по-
коление застает определенное состояние общества - известный уро-
вень развития производства, определенную социальную структуру об-
щества, систему общественных отношений, исторически конкретное го-
сударственное устройство, наконец, то или иное состояние духовной
атмосферы, духовной жизни общества и т.д.
В конечном счете объективные условия - это тот трамплин, от
которого только и может отталкиваться субъективный фактор, та ба-
за, которая предопределяет социально-типичные формы, способы и
направления деятельности масс, классов, социальных групп в тот или
иной период. Уже поэтому люди не вольны по своему произволу и ра-
зумению изменять ход истории. Все это заставляет усомниться в от-
сутствии определенной упорядоченности и даже закономерности исто-
рического процесса.
Но к чему же в таком случае сводится роль субъективного фак-
тора - сознательной, целенаправленной деятельности людей? Прежде
всего к учету реального положения вещей, реальных возможностей,
сложившихся в обществе, к выбору одной из этих возможностей и, на-
конец, к деятельности, направленной на ее реализацию. Иными слова-
ми, механизм исторического действия не так прост. Здесь формула
"мое желание - закон" не подходит.
Конкретное историческое действие не представлено во всех де-
талях заранее, оно не исключает и других вариантов, но веер этих
вариантов ограничен объективными условиями, а в конечном счете -
исторической закономерностью, определяющей основную линию общест-
венного развития.
Это однако, не отрицает всего многообразия деятельности каж-
дого отдельного индивида, его права на свободу выбора, а, напро-
тив, предполагает его способность к выбору целей деятельности и
путей их достижения, хотя свобода выбора ограничивается объектив-
ными условиями. Как же совместить свободу выбора своих действий и
идею объективной закономерности исторического процесса?
Линию закономерного хода истории можно представить как сво-
еобразную равнодействующую разнонаправленных действий членов об-
щества. При всей вариативности этих действий объективные условия,
как уже отмечено выше, детерминируют типичные для данной эпохи
форму и направленность действий преобладающей части участников со-
циального процесса.
Историю движут те побуждения, которые приводят в движение
большие массы людей, целые народы, а в каждом данном народе, в
свою очередь, - целые классы.
Так, сливаясь в единый поток, внешне кажущиеся неупорядочен-
ными действия миллионов индивидов дают в итоге достаточно стройную
линию закономерного движения истории как естественно-исторического
процесса. Учение о закономерном характере общественной жизни, ис-
тории и составляет ядро социального детерминизма, противостоящего
различным вариантам индетерминистских концепций исторического про-
цесса.
Итак, развитие общества - такой же закономерный процесс, как
и процесс развития природы. Законы истории так же объективны, как
и законы природы, их действие не зависит от воли и желаний людей,
люди не в силах ни отменить их, ни вызвать их к жизни по собствен-
ному произволу. Но законы истории в то же время существенно отли-
чаются от законов природы. Прежде всего тем, что это особые зако-
ны, законы социальной формы движения материи, не сводимые ни к за-
конам физики и химии, ни даже к законам биологии.
Законы развития общества реализуются в деятельности людей и
через их деятельность. Как законы природы не могут действовать без
материи, так и законы истории не действуют помимо людей, хотя сами
"деятели" законов могут этого и не ощущать. Еще один существенный
момент: в истории большую, чем в природе, роль играют случайности,
в силу чего законы истории действуют как тенденции, практически не
поддающиеся точному количественному измерению. Наконец, это зако-
ны, которые в отличие от законов природы не могут претендовать на
титул вечных законов. Время их действия очерчено историческим вре-
менем, а если говорить о специфических законах, то еще более огра-
ниченными временными отрезками.
Теперь на очереди следующий вопрос. Если, как мы уже отмети-
ли, законы истории объективны, то как соотносятся историческая за-
кономерность и сознательная деятельность людей? На первый взгляд
кажется, что это вещи несовместимые. Однако такой взгляд поверх-
ностен. Конечно, вряд ли кто взялся бы ускорять наступление лунно-
го затмения, поскольку деятельность людей не имеет к наступлению
этого события и законам, управляющим им, ровным счетом никакого
отношения. (Как скажем, и созвездие Козерога к судьбе родившегося
под эти созвездием субъекта, что, однако, не мешает последнему,
особенно в наши дни, притом довольно часто, интересоваться проро-
чествами астрологов).
К законам истории дело обстоит по-иному; их действие реализу-
ется только через деятельность людей и иначе реализоваться не мо-
жет. Поэтому осознание назревшей общественной потребности, органи-
зация, объединение на этой основе усилий определенных социальных
сил - все это вместе взятое ускоряет реализацию назревших законо-
мерно преобразований, а сам их закономерный характер не только не
умаляет энергии и воли участников этих преобразований, а, наобо-
рот, укрепляет у них уверенность в их осуществлении. Деятельность
масс, классов, партий становится подлинно свободной, когда она ос-
нована на знании законов истории и сознательной реализации их тре-
бований.
Поэтому справедлива мысль о том, что чем масштабнее преобра-
зования, которые мы намерены осуществить, тем большую массу людей
можно убедить в их необходимости, чтобы сделать их сознательными
участниками этих преобразований. Масштабность идущих в стране про-
цессов не вызывает сомнений, и успех дела во многом зависит от их
теоретического обеспечения, от сознательности и организованности
их участников.
Здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой - диалектикой
стихийности и сознательности в историческом процессе. Сознательное
начало присутствовало в истории всегда, особенно когда речь шла о
ближайших целях. А человек не только в далеком прошлом, но и се-
годня чаще всего в жизни руководствуется как раз своими непосредс-
твенными интересами и целями. В то же время иные крупные события и
повороты истории вызревают как бы за его спиной, оказываются
чем-то неожиданным и непредвиденным для него, короче говоря, ст +fДr+RФP| B[Ц U`
дело дойдет до штурма Бастилии, Декларации прав человека и казни
членов королевской фамилии. Все это вызревало исподволь, стихийно,
хотя в этот процесс и пытались внести сознательную струю французс-
кие просветители. Вместе с тем мы бы погрешили против истины, ут-
верждая, что сознательность, ее роль не проявляется, скажем, в
развитии капитализма, в частности, в регулировании движения эконо-
мики или в удивительном умении опытного менеджера ориентироваться
в сложнейшей коньюнктуре рынка.
В целом сфера действия стихийности с ходом истории сужается,
а сфера сознательности и организованности соответственно расширя-
ется. Мы рассмотрели целую группу вопросов, касающихся самого
механизма исторического развития, и показали, что оно представляет
собой закономерный, естественно-исторический процесс. При этом ди-
алектико-материалистическое понимание исторического процесса не-
совместимо ни с фатализмом, ни с субъективизмом и волюнтаризмом.
Да, история развивается по своим законам, однако в ходе истории
нет, во-первых, ничего фатального, заранее предопределенного. Но
дело еще и в том, во-вторых, что люди вовсе не марионетки, приво-
димые в движение кем-то или чем-то, неспособные на какие бы то ни
было самостоятельные движения, а активные деятели, субъекты исто-
рии, способные. опираясь на знание законов,ускорять ее ход либо
даже ограничивать сферу действия тех или иных законов и т.д.
Не в меньшей мере чужды духу диалектико-материалистического
понимания истории субъективизм и волюнтаризм, отрицающие законо-
мерность истории, поскольку ее ход якобы определяют субъективные
желания лидеров того или иного движения либо их ничем не ограни-
ченный произвол. Именно субъективизм и волюнтаризм являются теоре-
тической основой авантюризма в политике.
Подведем итоги. Диалектико-материалистическое понимание исто-
рии имеет своим исходным пунктом установление того фундаментально-
го положения, что основу общества образует особая социальная форма
материи, ядро которой образует способ производства материальной
жизни. Общественное же сознание отражает эту материальную основу и
определяется ею.
Эти установки и являются в диалектико-материалистической со-
циологии базовыми при построении идеальной модели общества как
системы, первоэлементами которой являются человек, деятельность и
общественные отношения.
Человек как субъект истории через деятельность реализует свои
потребности и одновременно вступает в особые социальные связи с
другими людьми - в общественные отношения. Сам исторический, со-
циальный процесс в итоге предстает перед нами как результат дея-
тельности общественного человека и как сама эта деятельность, а
потому представляет собой диалектическое единство объективного и
субъективного. Реализация диалектики субъективного и объективного
в истории находит свое выражение в закономерности исторического
процесса, познание которой лежит в основе сознательной деятельнос-
ти людей по преобразованию общественной жизни. Таковы те опорные
пункты диалектико-материалистического понимания истории, которые
были намечены выше. В дальнейшем предстоит существенно обогатить
идеальную модель общества, формируемую на основе философского ана-
лиза исторического процесса с диалектико-материалистических пози-
ций.

Powered by Drupal - Design by artinet