Социальная структура общества

Социальная структура общества предполагает рассмотрение об-
щества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию,
причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи
между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни
постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в дру-
га. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на от-
ношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определен-
ное влияние на отношение классов.
Вся сложная совокупность социальных общностей, которая су-
ществует в современных условиях представляет собой не просто некое
множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органичес-
кую социальную систему, качественно определенную общественную це-
лостность.В том и состоит сложность существования и функционирова-
ния социальной структуры общества, что в ней различные социальные
общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между со-
бой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социаль-
ные образования.
Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли боль-
шое внимание философы разных времен и поколений. Так, уже в период
развития античной философии древнегреческий философ Платон выделял
в социальной структуре общества следующие сословия: философы, ко-
торые управляют государством, воинов, которые охраняют его от вра-
гов, и работников (крестьян и ремесленников, которые поддерживают
государство материально).
В европейской философии XVII-XVIII века изучению проблем со-
циальной структуры общества много внимания уделяли такие философы,
как Гоббс, Фурье, Руссо и т.д. Немецкий философ Гегель в своих
трудах, прежде всего в "Философии права" развернул глубокую и
всестороннюю картину социальных отношений, которая была затем
всесторонне развита в трудах Маркса и Энгельса.
Проблемы, связанные с изучением социальной структуры общест-
ва, нашли свое отражение в трудах как советских, так и зарубежных
философов ХХ века, причем необходимо отметить, что подход ко мно-
гим сторонам этой проблемы, как в прошлом, так и в настоящее время
остается различным, Для диалектико-материалистического понимания
истории особенно характерно то, что в качестве основы социальной
структуры общества рассматривается развитие материального произ-
водства и те различия,которые связаны с материальными сторонами
жизни людей. Исходя из этого под социальной структурой общества
понимается исторически сложившаяся относительно устойчивая система
связей и отношений между такими элементами общества как целого,
какими являются классы и иные социальные группы, социально-профес-
сиональные и социально-демографические группы, исторические формы
общности, семья.
Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле
слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя
различные виды структур и представляет собой объективное деление
общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными
разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социаль-
но-классовая, социально-профессиональная, социально-демографичес-
кая, этническая, поселенческая и т.д.
Социальная структура в узком смысле слова - это социаль-
но-классовая структура,совокупность классов,социальных слоев и
групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историчес-
ком плане социальная структура общества в широком смысле слова по-
явилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в част-
ности, этнические общности появились задолго до образования клас-
сов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая струк-
тура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так
или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимос-
вязь между различными элементами социальной структуры. Более того,
в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации
или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в истори-
ческих событиях.
Социальная структура общества носит конкретно-исторический
характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна
своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле
слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют оп-
ределяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в разви-
тии экономики,торговли, науки и культуры сыграла буржуазия в пери-
од Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказа-
лась роль русской интеллигенции в развитии общественной жизни Рос-
сии в ХIХ веке.
В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли соци-
ально-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в
социальной структуре общества. Известно достаточно много фактов
истории свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения
наложили небольшой отпечаток на социальную жизнь общества, потому
что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные эконо-
мические интересы людей. Поэтому социально-классовая структура об-
щества играет ведущую роль в социальной жизни общества. Однако не
менее важное значение, особенно в современных условиях, принадле-
жит и другим социальным общностям людей (этническим, профессио-
нальным, социально-демографическим и т.д.). Такой подход к понима-
нию роли социально-классовой структуры и роли классов отличает ди-
алектико-материалистическое понимание истории.
В западной социологии в отличие от материалистической соци-
альной философии особое место занимает теория социальной стратифи-
кации, обозначающей систему признаков и критериев социального
расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества
со своих особых позиций. Основным ключевым понятием теории соци-
альной стратификации является понятие страта (от лат. - слой,
пласт) как главного и конечного элемента социальной структуры.
Измеряются и выделяются страты по различным критериям и приз-
накам (занятость, доходы, бытовые условия, образование, религиоз-
ные убеждения и т.д.).
Различают одномерную, т.е. осуществляемую по какому-то одному
признаку и многоизмеримую структуру, основанную на ряде признаков
стратификации.
Социальная стратификация позволяет достаточно детально изу-
чать, причем с различных позиций социальную дифференциацию, внут-
реннее расслоение в обществе и сложную систему связей между стра-
тами, прослеживать противоположные потоки социальной мобильности и
т.д. Из недостатков этого подхода следует отметить известную про-
извольность выбора признаков и критериев выделения страт, а наряду
с этим и отсутствие должного внимания к основным разрезам социаль-
ной структуры, очерченным выше.
Вместе с тем эти два различных подхода к изучению социальной
структуры не только не исключают друг друга, а в принципе могут и
должны друг друга дополнять.
Но обратимся к социально-классовой. Что же представляют собой
такие социальные общности как классы? При попытке понять их проис-
хождение и сущность высказывались различные точки зрения. Одни ус-
матривали их источниГ Ъ!
другие в уровне благосостояния.
Понятие "класс" происходит от латинского слова - classis, что
означает разряд. Впервые деление людей на особые классы было про-
изведено легендарным римским императором С.Туллием, жившим в VI в.
до н.э. Население Рима было разделено на пять классов в соответс-
твии с имущественным положением людей для удобства создания армии.
Позже понятие "класс" получило широкое распространение. Этим поня-
тием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось об-
щество в определенные периоды его истории. Различия между богатыми
и бедными, борьба между ними как результат противоположности их
интересов были очевидны уже для античных философов. Платон, а за-
тем и Аристотель, признавая естественность деления людей на гос-
подствующих и подчиненных, видели в борьбе между ними причины мно-
гих исторических процессов.
Итак, факт существования классов был известен еще в античную
эпоху. Но пока деление общества на классы было завуалировано сос-
ловными, кастовыми и иного рода делениями людей, исследователи не
могли создать научную теорию возникновения и сущности классов. Это
стало возможным тогда,когда развивающаяся буржуазия, сметая все
сословные перегородки, возглавила борьбу масс против феодализма.
Передовые мыслители эпохи французской буржуазной революции, отме-
чая деление общества на классы, пытались ответить на вопрос о том,
в чем причина этого деления. Французские историки времен Реставра-
ции Ф.Гизо, О.Тьерри,О.Минье, обобщая опыт буржуазных революций,
рассматривали историю европейских стран с XV века как проявление
борьбы классов. Существенный вклад в развитие учения о классах
внесли классики английской политической экономии А.Смит и Д.Рикар-
до, которые пытались вскрыть экономические причины деления общест-
ва на классы. Так, А.Смит различал три класса: земледельцев, капи-
талистов и рабочих, считая основой их появления различные источни-
ки дохода - ренту, прибыль с капитала и заработную плату.
При всей важности открытий, сделанных в области учения о
классах до К.Маркса, общим для их авторов была неспособность выя-
вить подлинные причины возникновения и дальнейшие исторические
судьбы классов.
Одни исследователи в качестве причин разделения общества на
классы выдвигали различия в умственных способностях людей, естест-
венные, природные различия. Другие исследователи за основу классо-
вого деления пытались принять различия в уровне дохода, в имущест-
венном положении. Третьи считали, что классы отличаются друг от
друга различным положением в обществе, обусловленным волей божьей.
Широкое распространение в прошлом получила теория, согласно
которой классы возникли в результате насилия одних людей над дру-
гими. Эту теорию развивали историки времен Реставрации, позже сто-
ронником этой теории был Е.Дюринг.
Сторонники теории насилия утверждали, что классы возникли в
результате войн, в результате захвата и порабощения одних племен
другими. Конечно и в период первобытного строя, и позднее происхо-
дили такого рода события, но само по себе насилие лишь ускоряло
процесс расслоения общества, оно само было следствием, а не причи-
ной появления классов.
Обобщив различные взгляды относительно происхождения и сущ-
ности классов, К.Маркс смог разработать научную, материалистичес-
кую теорию классов, связав их возникновение и существование с
развитием материального производства. Диалектико-материалистичес-
кая концепция классов содержит в себе много рационального, она от-
ражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому ос-
паривать вклад К.Маркса в учение о классах, равно как и отрицать
важные моменты, содержащиеся в нем было бы неверно. В то же время
в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых
отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально-фило-
софской картине общественного развития.
Классы возникли в период разложения родового слоя. Основной
предпосылкой расслоения общества на классы явилось сочетание двух
процессов: развития производительных сил и общественного разделе-
ния труда.Эти два процесса так тесно взаимосвязаны, что фактически
можно говорить о них как о двух сторонах одного явления - общего
прогрессивного развития производительных сил. Это развитие привело
к отделению земледелия от скотоводства, а затем и ремесла от зем-
леделия, к первому и второму великому разделению труда, к появле-
нию прибавочного продукта и частной собственности, что и обуслови-
ло социальную дифференциацию людей, которая явилась основой для
формирования классов. Научный анализ истории, общества дает воз-
можность выделить решающий признак класса, показать, что его сущ-
ность находится в прямой зависимости от того, какое место он зани-
мает в системе общественного производства, в каком отношении он
находится к средствам производства, что от этого в конечном счете
зависит его социальное положение в обществе, образ жизни, а это в
свою очередь определяет его психологию и мировоззрение. Поскольку
решающим условием жизни и развития общества является материальное
производство, постольку именно оно и составляет действительную ос-
нову деления общества на классы.
Развернутое определение классов дал В.И.Ленин в работе "Вели-
кий почин". "Классами называются большие группы людей, различающи-
еся по их месту в исторически определенной системе общественного
производства, по их отношению (большей частью закрепленному и
оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в об-
щественной организации труда, а следовательно, по способам получе-
ния и размерам той доли общественного богатства, которой они рас-
полагают. Классы, это такие группы людей, их которых одна может
присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в опре-
деленном укладе общественного хозяйства".
В этом определении выделяются следующие основные признаки, по
которым возможно определить принадлежность людей к тому или иному
классу:
1) место в исторически определенной системе общественного
производства;
2) отношение к средствам производства;
3) роль в общественной организации труда;
4) способы получения и размеры доли общественного богатства,
которым реально располагает тот или иной класс.
Таким образом, В.И.Ленин считал, что при определении классов
необходимо принимать во внимание, во-первых, не один, а несколько
признаков. Во-вторых, главными признаками, по которым можно и нуж-
но судить о принадлежности человека к тому или иному классу явля-
ются прежде всего признаки экономические. При этом важно отметить,
что при изучении классов необходимо учитывать не только экономи-
ческие признаки, которые являются главными, но идеологические и
психологические особенности, присущие представителям разных клас-
сов. Существенную роль в формировании классов играет и субъектив-
ный фактор: осознание классом своих интересов и создание им своих
организаций.
Во всех общественно-экономических формациях существуют ос-
новные и неосновные классы. Основные классы - это те, существова-
ние которых обусловлено данным способом производства. В каждой об-
щественно-экономической формации существуют основные классы: в ра-
бовладельческом обществе это рабы и рабовладельцы, в феодальном -
феодалы и крестьяне и т.д.
Напротив, классы, существование которых связано с сохранением
остатков прежнего или развитием нового способа производства явля-
ются неосновными. Так, например, после утверждения капитализма в
той или иной стране,в ней еще долгое время наряду с буржуазией и
пролетариатом сохранялись в качестве неосновных классов помещики и
крестьяне.
Внутри как основных, так и неосновных классов существуют раз-
личные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать.
Так, в рабовладельческих обществах Древней Греции и Древнего Рима
шла борьба между рабовладельческой демократией и аристократией,
которая была выражением противоречий интересов между различными
слоями рабовладельцев. В современных условиях в составе рабочего
класса существуют слои высококвалифицированных, квалифицированных
и неквалифицированных рабочих.
Наряду с существованием основных и неосновных классов в соци-
альной структуре общества выделяются различные общественные груп-
пы, которые по своему общественному положению в системе обществен-
ного производства и по своему отношению к собственности не входят
в состав того или иного класса, а образуют особые социальные груп-
пы, слои, сословия, касты и т.д. Так, в России широкое распростра-
нение имели до революции такие сословия, как дворянство, купечест-
во, духовенство, мещанство и т.д. Помимо этого в социальной струк-
туре, в широком смысле этого слова, важную роль играют такие де-
мографические группы, как молодежь, женщины, пенсионеры. Особое
место занимают интегральные социальные группы, объединяющие город
и деревню, лиц физического и умственного труда.
Интеллигенция как общественная группа, как социальный слой
занимает специфическое положение в социальной структуре общества.
Она крайне неоднородна в социальном отношении, характеризуется
своим особым отношением к средствам производства, если не считать
того, что сегодня называют интеллектуальной собственностью: зна-
ния, духовная продукция и т.д., но занимает особое место в системе
общественного производства и общественных отношений в целом. Так,
в частности, техническая интеллигенция занимается управлением про-
изводства.
Интеллигенция - это социальная группа, состоящая из людей,
занятых профессионально умственным трудом и пополняющая свои ряды
из представителей разных классов общества. Интеллигенция существо-
вала в рабовладельческом и феодальном обществе, но как особая со-
циальная группа она сложилась гораздо позже. Интеллигенция оказы-
вает значительное влияние на общественное развитие, особенно в
современных условиях, когда развитие научно-технической революции
ведет к существенному увеличению численности интеллигенции, как в
сфере науки и производства, так и в сфере обслуживания. Помимо
этого заметно повышается роль интеллигенции в решении многих соци-
альных вопросов, как в области политики, так и в других областях в
жизни общества.
Экономические условия существования классов, их место в сис-
теме общественного производства определяют интересы классов. Клас-
совый интерес - это объективное отношение класса к существующему
способу производства, общественному и государственному строю. Не-
совпадение коренных интересов классов является источником борьбы
между ними.
Интересы класса следует отличать от интересов общества в це-
лом. Интерес класса - это интерес определенной общественной группы
людей, тогда как интерес общества - это интерес подавляющего числа
членов общества. Главный интерес общества - это социальный прог-
ресс, обеспечение высокого уровня развития производительных сил,
свободное развитие всех членов общества. При этом совпадение инте-
ресов общества, другими словами общечеловеческих интересов и инте-
ресов класса должно способствовать более ускоренному движению об-
щества по пути прогресса, причем, несомненно, что общечеловеческие
интересы должны преобладать над интересами отдельных социальных
групп, им должен отдаваться приоритет в решении тех или иных проб-
лем.
На протяжении развития многих общественно-экономических фор-
маций происходила классовая борьба. Наряду с другими объективными
причинами она способствовала продвижению общества по пути прогрес-
са. В эпоху рабовладельческого строя она выступала в виде восста-
ний рабов, в эпоху феодализма - в виде крестьянских восстаний. Ши-
рокий размах приобрела она в период осуществления буржуазных рево-
люций в странах Западной Европы, а в дальнейшем и в период осу-
ществления социалистической революции в России.
Классовая борьба происходит в различных формах: экономичес-
кой, политической, идеологической. Исторически первой, и в значи-
тельной степени стихийной формой борьбы является экономическая, то
есть борьба за улучшение условий жизни (условий труда, оплаты тру-
да, социального обеспечения и т.д.). Она охватывает широкие слои
трудящихся и служит для них начальной школой классовой борьбы,
способствуя их политической активности. Именно в экономической
борьбе происходит непосредственное осознание классом своих корен-
ных интересов и целей, вырабатываются формы его организации, раз-
вивается чувство классовой солидарности. Однако эта форма борьбы
не может принести желаемого освобождения, а лишь отчасти улучшает
экономическое положение ее участников.
Следующей формой классовой борьбы является борьба политичес-
кая. Эта борьба за удовлетворение политических требований (более
широкое участие в работе политических органов, расширение прав и
свобод и т.д.). Высшей целью политической борьбы является установ-
ление политической власти, того класса, который добивается корен-
ного улучшения своего положения, экономического и социального.
Наряду с экономической и политической формами классовой борь-
бы существует и идеологическая, которая предусматривает расширение
своего влияния, своих идей среди широких масс. Эта форма борьбы
также имеет большое значение для достижения определенным классом
своих целей. В разные периоды истории и, в разных странах на пер-
вый план выдвигались разные формы борьбы. Так во время становления
капитализма в РОссии (П-половина 1Х века и начало ХХ века) большое
распространение имела экономическая борьба, а в период подготовки
и осуществления социалистической революции - политическая и идео-
логическая.
В современных условиях существует целый ряд особенностей, ко-
торые характерны для классовой борьбы. Это связано прежде всего с
теми изменениями, которые происходят в настоящее время во всем ми-
ре. Если говорить о наиболее развитых в экономическом отношении
странах, то во-первых, развитие научно-технического прогресса при-
вело к значительному улучшению условий труда и жизни значительных
слоев трудящихся. Во-вторых, многолетняя экономическая и полити-
ческая борьба трудящихся также дала свои результаты. Под натиском
их требований и массовых выступлений правящие классы вынуждены бы-
ли идти на улучшение экономического положения трудящихся, в част-
ности, значительное повышение уровня заработной платы,социального
обеспечения, совершенствования системы профессиональной подготовки
и образования и т.д. Положение трудящихся в этом плане значительно
улучшилось. Поэтому, если говорить об этих странах, то острота
классовой борьбы в целом, конечно, снизилась по сравнению с первой
половиной 20-го века. Однако и в настоящее время печать, радио и
телевидение приносят нам время от времени сообщения о массовых
выступлениях трудящихся за улучшение экономических и политических
требований.
Если говорить о развивающихся странах, то там положение нес-
колько иное. Уровень жизни основной массы трудящихся значительно
ниже, чем в развитых странах, в то же время организованность раз-
личных слоев трудящихся еще в большинстве случаев слабая. Поэтому
массовые выступления происходят редко и не играют пока такой роли,
какую они сыграли в свое время, скажем в странах Западной Европы
или США.
В то же время в бывших социалистических странах и государс-
твах СНГ рабочее движение и выступления других слоев общества в
ходе развития демократических процессов приобретает все более ши-
рокий размах. Достаточно вспомнить, например, массовые демонстра-
ции и митинги, которые проходили в ГДР, Румынии, Венгрии, Чехосло-
вакии в период так называемых "бархатных революций", когда проис-
ходило крушение коммунистических режимов в этих странах. В нашей
стране в 1989-90 годах прошла целая серия массовых забостовок шах-
теров, которые выступали не только с экономическими, но и полити-
ческими требованиями. Демонстрации, митинги и забастовки стали
повседневным явлением на территории государства СНГ, когда нача-
лось осуществление экономических реформ, которое, к сожалению,
сопровождается резким ухудшением экономического положения широких
слоев трудящихся.
Рассматривая вопрос о социальной структуре общества представ-
ляется необходимым остановиться на анализе изменений, происходящих
в социальной структуре общества в современных условиях. Не пре-
тендуя на полноту анализа этих процессов, мы остановим наше внима-
ние на главных из них, и прежде всего, связанных с развитием НТР,
на изменениях, которые происходят в результате экономических и по-
литических процессов.
Ускорение научно-технического прогресса, которое получило
свое начало в 60-х годах нашего столетия привело к значительным
переменам не только в развитии науки и техники, но и во всей соци-
альной структуре общества. Это явление особенно проявило себя в
наиболее развитых в экономическом отношении странах (США, Японии,
Германии и т.д.), хотя его влияние все больше сказывается и на
развитии других стран. Усложнение техники, технологии производства
привело к значительному росту в составе рабочего класса удельного
веса высококвалифицированных и резкому уменьшению доли неквалифи-
цированных и малоквалифицированных рабочих. А это в свою очередь
привело к изменению требований, необходимых для подготовки рабочей
силы. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в веду-
щих странах поднялась до уровня младшего колледжа (14 лет обуче-
ния). Высшее и среднее специальное образование становится базовым
для многих профессий. Массовая подготовка средней рабочей силы
требует от семей, корпораций и государства больших инвестиций в
каждого раба
касаются не только усложнения самого характера труда и требований,
которые предъявляются к подготовке работников к такому труду. Они
в свою очередь ведут и к более высокому уровню культуры, общей об-
разованности, к росту стремления к самосовершенствованию и т.д.Эти
обстоятельства хорошо понимают руководители государств, корпора-
ций, предприниматели.
В результате ускорения научно-технического прогресса и дли-
тельной классовой борьбы произошли заметные изменения в материаль-
ном положении людей наемного труда. Основная масса людей наемного
труда (экономическая основа рабочего класса) переместилась в сред-
ние и обеспеченные слои общества. Работающее по найму население
становится не только основным налогоплательщиком, но достаточно
информированным избирателем и гражданином, все более определяющим
лицо и политику правительственных организаций, всего общества.
Среди работающих по найму все больше сегодня становится тех,
кто имеет собственные дома и небольшие земельные участки, акции и
страховые полисы, транспортные средства и т.д. Вместо "простой и
ясной" фигуры пролетария, "которому нечего терять" возникли многие
"пограничные", как бы переходные социальные слои рабочего-собс-
твенника, наемного рабочего-кооператора и т.д. Все это говорит о
том, что под влиянием НТП и других объективных процессов в эконо-
мически развитых странах происходят заметные изменения в социаль-
ной структуре общества, формирование новых слоев, изменение их ро-
ли в жизни общества.
Заметные изменения в социальной структуре происходят в бывших
социалистических странах и в странах СНГ. Развитие демократических
процессов и тех изменений, которые происходят в сфере экономики и
связаны с формированием новых форм собственности, наряду с сущест-
вованием таких основных социальных групп как рабочий класс,
крестьянство, интеллигенция и служащие, идет достаточно активный
процесс формирования так называемого "среднего класса" - слоя
предпринимателей, которые в большинстве из этих стран занимают по-
ка небольшой удельный вес в общей структуре общества, но в буду-
щем, видимо, они будут играть более значительную роль как в эконо-
мике, так и в политике. В странах СНГ в сельской местности разви-
вается слой фермеров, то есть крестьян-собственников.
Развитие рыночных отношений, с одной стороны, приведет к рез-
кому сокращению отдельных отраслей и производств, которые занимали
в прошлом значительный удельный вес в экономике социалистических
стран, что способствует высвобождению значительного числа рабо-
чих, служащих и инженерно-технических работников. С другой сторо-
ны, проведение реформ способствовало развитию новых отраслей, це-
лых сфер деятельности (банковское дело, коммерческие структуры и
т.д.). А это в свою очередь, приводит к увеличению спроса на ра-
ботников новых профессий. В результате этих и других явлений, свя-
занных с развитием рыночных отношений, в социальной структуре об-
щества происходят значительные изменения, как позитивного, так и
негативного характера. Происходит расслоение общества на богатых и
бедных, значительно усиливая процесс социальной дифференциации, а
также социальной мобильности, когда большие массы людей переходят
в силу различных причин из одного социального слоя в другой и т.д.
Остро стоит проблема социальной справедливости, социальной
защиты интересов малоимущих слоев населения, людей, оказавшихся в
результате этих явлений неспособными быстро адаптироваться и раз-
виваться в данной среде: это пенсионеры, студенты, военнослужащие
и т.д. Таким образом социальная структура общества носит сложный
характер.В ней выделяются различные по характеру и общественной
роли социальные общности, складываются сложные взаимосвязи между
ними. Социальная структура общества включает и этническую структу-
ру, в которую входят исторические общности людей: род, племя, на-
родность и нация.
Первой исторической формой общности людей является род - ор-
ганизация первобытного общества, основанная на кровном родстве,
коллективном владении средствами производства, общности элементов
первобытной культуры, языка, традиций и т.д. Потребность в устой-
чивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к
непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью раз-
вития производительных сил и поддержания существования рода. Пер-
вобытному способу производства лучше всего отвечала родовая орга-
низация людей. На этой стадии развития общества производственный
коллектив мог образоваться лишь на основе естественного родства и
род, в отличие от первобытного стада, стал таким устойчивым кол-
лективом.
Формой более широкой этнической общности, свойственной перво-
бытно-общинному строю, является племя, которое, как правило, сос-
тояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых
отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность челове-
ка к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспе-
чивала участие в общественной жизни. Поэтому племя обладало теми
же признаками, что и род. Каждое племя имело собственное имя, тер-
риторию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов,
культовых обрядов. Следует отметить, что родоплеменные отношения
имели широкое распространение не только в период развития перво-
бытно-общинного строя. Многие черты, присущие таким отношениям
сохранились в той или иной форме и в современную эпоху среди мно-
гих народов Азии, Латинской Америки и Африки.
Исторический процесс развития производительных сил и произ-
водственных отношений привел к разрушению родо-племенных отноше-
ний. Разложение первобытного и появление классового общества спо-
собствовало появлению новой исторической общности - народности.
Народность как общность людей формируется с возникновением частно-
собственнических отношений. Развитие частной собственности, обме-
на, торговли разрушило былые родо-племенные связи, породило новое
разделение труда и классовое расслоение. Кровно-родственный прин-
цип объединения людей уступил место территориальному. Народность
складывается из близких по происхождению и языку племен. Известно,
например, что немецкая народность сложилась из различных германс-
ких племен, польская - из славянских и т.д.
Для народности как исторически сложившейся общности людей ха-
рактерны такие признаки, как общность территории, экономические
связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельчес-
ком и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формиру-
ются вплоть до наших дней.
Но история общества развивается дальше, развитие материально-
го производства приводит к тому, что на смену натуральному хозяйс-
тву приходит товарное производство, ликвидируется экономическая
раздробленность, укрепляются экономические и культурные связи меж-
ду народностями. Все это способствовало тому, что в период разви-
тия капиталистических отношений появилась новая историческая общ-
ность людей - нация для которой наряду с другими признаками (общая
территория, язык, нравы, традиции и т.д.), главным является общее
экономическое пространство, развитая экономика и культура. Нации
образуются из многих или нескольких народностей. Так, хорошо из-
вестно, что русская нация сложилась из нескольких славянских на-
родностей. Это же можно сказать о многих нациях, населяющих раз-
личные материки и континенты земного шара.
Если для родо-племенной общности главным признаком является
кровнородственный, для народности - общая территория, то для нации
- экономическая жизнь. Именно экономическая жизнь объединяет на-
родности в нации.
Итак, нация - это такая историческая общность людей, которая
имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономи-
ку. Такие исторические общности людей, как народности и нации, иг-
рают большую роль в жизни общества, когда они обретают самосозна-
ние и сплачиваются во имя определенной цели. При этом важно иметь
в виду, что хотя национально-освободительное движение выступает
одним из мощных факторов общественного прогресса, но оно не только
не отодвигает на задний план борьбу классов, но часто выступает в
союзе с ней.
То, что национальные проблемы отчетливо обнаружились в нашей
стране как в годы перестройки, так и в последнее время объясняется
целым рядом причин. Развитие демократизации и гласности позволило
в полный голос говорить о тех проблемах и противоречиях, которые
существовали давно во взаимоотношениях между определенными нациями
и народностями. И хотя долгое время считалось, что в национальном
вопросе все давно решено и нет никаких проблем, что между нациями
навеки утвердились дружественные отношения, жизнь опровергла эти
утверждения. В целом ряде регионов бывшей территории СССР, а те-
перь стран СНГ происходят столкновения на национальной основе, в
отдельных же из них (в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, в Южной
Осетии, в Чечне и т.д.) дело доходит до настоящей гражданкой вой-
ны. Многие жители страны, слушая ежедневные сообщения из "горячих
точек" страны задают себе вопрос, что же является причиной такого
обострения в национальных отношениях в нашей стране, да и не толь-
ко в ней?
Дело в том, что в национальных отношениях сконцентрировались
почти все деформации, ошибки, беззакония, и даже преступления,
которые имели место в нашей непростой истории: чрезмерный центра-
лизм, нарушения принципов федерации и автономии, нарушения право-
вых норм национальных образований, отсутствие должного внимания к
национальной культуре каждого народа и т.д. Положение осложняется
тем, что наряду со здоровыми силами, заинтересованными в подлинно
демократических преобразованиях, активизировали свои силы и анти-
перестроечные, коррумпированные элементы, заинтересованные в ук-
реплении своей власти. И во многих случаях они, к сожалению, доби-
ваются своих целей.
В социальной структуре общества важная роль принадлежит также
семье, как одной из малых социальных групп людей. Семья представ-
ляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачны-
ми или родственными отношениями, общностью быта и взаимной мораль-
ной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социаль-
ная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Явля-
ясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и
выполняя различные социальные функции,семья играет важную роль в
общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функ-
ций.
Семья, как определенная общность, складывается под влиянием
множества факторов. Здесь прежде всего оказывают воздействие фак-
торы природного порядка: удовлетворение определенных потребностей
продолжения рода и т.д. Большое влияние на семью как социальную
общность оказывает материально-производственная жизнь общества,
состояние экономики, возможности развития материальной сферы
семьи. Не менее важное значение в этом плане имеют возможности в
удовлетворении духовных запросов, проявление чувства взаимной люб-
ви, уважения, заботы между членами семьи.
Семья как социальный институт возникла с формированием об-
щества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и
женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и
родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а за-
тем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный
и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный
контроль над браком. С развитием общества происходили определенные
изменения в брачно-семейных отношениях.
Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны
с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей.
Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и
правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.
Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, кли-
мат которой способствует или препятствует развитию моральных и фи-
зических сил человека, становлению его как социального существа.
Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые спо-
собствуют развитию личности.
Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В
сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и
эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное
воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не
сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздейс-
твия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное
наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, разви-
тие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспи-
тательную функцию семьи трудно переоценить.
Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравс-
твенно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны
государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в
улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

Powered by Drupal - Design by artinet