Роль личности в истории. Выдающиеся личности и массы

Что эта роль не является решающей - это несомненно. Нельзя не
согласиться с поэтом, что "одни, даже очень важный, не поднимет
простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный". Жизнь
же целой страны, народа будет поосновательнее пятиэтажки и пытать-
ся "перевернуть" ее или даже просто "поднять" в одиночку - дело
бесперспективное.
Но значит ли это, что материалистическая социальная философия
отказывает личности, особенно выдающейся во влиянии на ход исто-
рии. Конечно, нет. Действительно, сам народ состоит из личностей,
причем роль каждой из них не равна нулю. Одна подталкивает колес-
ницу истории вперед, другая тянет назад и т.д. В первом случае это
роль со знаком плюс, во втором - со знаком минус.
Но нас интересуют сейчас не рядовые люди, а выдающиеся исто-
рические личности. В чем их роль?
Не в том, что такая личность по своему произволу способна ос-
тановить или изменить естественный ход вещей. По-настоящему выдаю-
щаяся личность не только не пытается "отменить" законы истории, а,
напротив, как отмечал Г.В.Плеханов, видит дальше других и хочет
сильнее других. Великий человек решает задачи, поставленные на
очередь предыдущим ходом умственного развития общества, он указы-
вает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием об-
щественных отношений, он берет на себя почин удовлетворения этих
нужд. В этом сила и предназначение великого человека, причем сила
колоссальная.
Он, если хотите, впередсмотрящий истории, он выразитель чая-
ний класса, массы, часто лишь смутно осознаваемых ими. Его сила -
это сила общественного движения, которая стоит за его спиной.
В этом принципиальное различие в оценке роли личности в диа-
лектико-материалистической философии и ее противниками. Материа-
листическая социальная философия идет при оценке роли личности от
масс к личности, а не наоборот, видит ее роль в том, что она своим
талантом служит массам, помогает им спрямить путь к достижению на-
меченных целей, ускорить решение назревших исторических задач.
При этом, во-первых, влияние личности на ход истории зависит
от того, насколько многочисленна та масса, которая идет за ней, и
на которую она опирается через партию, через какой-то класс. Поэ-
тому выдающаяся личность должна обладать не только особым индиви-
дуальным талантом, но и способностью организовывать и вести за со-
бой людей. Во-вторых, безусловно ошибочны анархистские установки:
никаких авторитетов. Весь ход истории свидетельствует, что ни одна
социальная сила, ни один класс в истории не достигал господства,
если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых
представителей, способных организовать движение и руководить им.
Конечно, выдающаяся личность должна обладать не рядовыми спо-
собностями к определенному виду или ряду видов деятельности. Но
этого недостаточно. Нужно, чтобы в обществе в ходе его развития
встали в повестку дня задачи, для решения которых была необходима
личность именно с такими (военными, политическими и т.д.) способ-
ностями.
Случайно здесь то, что именно эта, конкретная личность заняла
данное место, случайно в том смысле, что это место мог бы занять
кто-то другой, поскольку замещение этого места стало необходимым.
Таким образом, появление на исторической арене выдающихся
личностей подготавливается объективными обстоятельствами, вызрева-
нием определенных общественных потребностей. Такие потребности по-
являются, как правило, в переломные периоды в развитии стран и на-
родов, когда в повестку дня встают масштабные социально-экономи-
ческие и политические задачи.
Из всего сказанного ранее прямо и непосредственно вытекает
вывод о несовместимости с духом и сутью диалектико-материалисти-
ческой социальной философии теории и практики культа личности.
Культ личности в современных проявлениях состоит в навязыва-
нии народу преклонения перед носителями власти, в приписывании
личности способности творить историю по своему усмотрению и произ-
волу, в перенесении на личность того, что является делом и заслу-
гой народа.
Культ личности - это ясно обнаружил культ личности Сталина,
чреват большими опасностями и тяжелыми последствиями. Попытки в
одиночку решать сложные вопросы теории и практики ведут к ошибкам
и промахам не только в теории, но и на практике (проблема темпа
коллективизации, вывод об обострении классовой борьбы по мере ус-
пехов социализма и т.д.). Культ личности питает и подкрепляет дог-
матизм в теории,поскольку право на истину признается только за од-
ним человеком.
Культ личности особенно опасен тем, что он влечет за собой
разрушение законности и подмену ее произволом,что ведет к массовым
репрессиям. Наконец, пренебрежение интересами рядовых людей, прик-
рываемое мнимой заботой об общественных интересах, имеет своим
следствием прогрессирующее затухание инициативы и социального
творчества снизу по принципу: нам, товарищи, думать неча, за нас
думают вожди.
Итак, роль выдающейся личности состоит в том, что она своими
решениями, организаторской деятельностью помогает классу, массам
успешно решать поставленные объективным ходом истории задачи об-
щественного развития. Она может сопоспешествовать массам в решении
этих задач, ускорить их решение, а значит и развитие общества, но,
подчеркнем еще раз, не может по своему произволу изменить или от-
менить закономерный ход истории.
Г.В.Плеханов глубоко прав, когда пишет: "Не для одних только
"начинателей", не для одних "великих" людей открыто широкое поле
действия. Оно открыто для всех имеющих очи, чтобы видеть, уши,
чтобы слышать и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие вели-
кий, есть понятие относительное. В нравственном отношении велик
каждый, кто, по евангельскому выражению, "полагает душу свою за
други своя".

Powered by Drupal - Design by artinet