Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в
различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения
множества конкретных наук. Это археология, этнография, история и
социология. Каждая из этих наук создает свое определенное предс-
тавление о культуре. Археология по остаткам, дошедших до нашего
времени, изучает культуру исторических предков, ныне живущих или
исчезнувших народов. Этнография занимается культурой представите-
лей различных национальностей во всем ее многообразии и целостнос-
ти. Своя точка зрения на культуру как на объект исследования име-
ется у историков и социологов. Отсюда и огромное количество опре-
делений данного понятия. Ведь каждая из этих наук дает ей свое оп-
ределение. Не случайно поэтому специалисты насчитывают от 150 до
250 определений культуры в различных научных областях, а всего в
мировой литературе их около 500. Для философии в отличие от этих
наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чер-
тах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения
выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом.
Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова
"culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход".
Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия куль-
туры, под которым философы понимают все виды преобразовательной
деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В нас-
тоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня
образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя
спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и
вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятель-
ности человека порождает и многообразие проявлений культуры, одним
из наиболее исчерпывающих и лаконичных определений культуры явля-
ется определение известного культуролога Э.С.Маркаряна. Оно гла-
сит: "Культура есть способ внебиологической адаптации человеком
окружающей действительности". В этом понятии наиболее отчетливо
зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от би-
ологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конк-
ретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах обществен-
ного развития.
На протяжении всей истории развития философской мысли культу-
ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными
мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие
культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие
"жень") и Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего целенап-
равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало
оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ-
ней Греции видели в "пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они
считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных"
варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впи-
тав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое
представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза-
ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совер-
шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-
ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры,как важнейше-
го качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам
процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека
целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда
отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дь-
явола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль-
туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период
под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманисти-
ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.
Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание
под культурой различных форм духовного и политического саморазви-
тия общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс-
тва, морали, религии и государственном правлении. Французские
просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер-
жание культурно-исторического процесса как развитие человеческого
разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей
счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей
"естественной" природы. Однако уже в то время зародилось философс-
кое направление "критики культуры". Последователи этого направле-
ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму че-
ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-
тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной
ступени развития, испорченности и развращенности "культурных" на-
ций. Восприняв эту критику культуры,как проблему общетеоретическо-
го осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители
немецкой классической философии стали искать выход в осознании
культуры как сферы "духа". Кант рассматривал культуру прежде все-
го с позиций морального сознания (его знаменитый категорический
императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а
Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна-
ния человека. С этой точки зрения, культура предстает как область
духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой
классической философии рассматривали сущность культуры как единую
цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис-
торической последовательности и образующих единую линию духовной
эволюции человечества.
Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-
нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го-
воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя-
тельная философская дисциплина.Последователи неокантианства (Рик-
керт и М.Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфи-
ческую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни
и организации общества того или иного типа. Интересна концепция
немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера. Сущность ее заключается
в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством
и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному
организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого
культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци-
вилизация рассматривается как противоположность культуре. Это оз-
начает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.
С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория
"локальных" цивилизаций английского историка А.Тойнби.
Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу-
ру как специфическую характеристику общества, которая выражает
достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-
щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу,
развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детер-
минирующей характеристикой культуры является ее качественная сто-
рона. Любое выражение культуры есть проявление качественных
свойств и признаков,степени развития человека. Реальная, живая
культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собст-
венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис-
торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво-
ения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям,
традициям,овладения присущими данной культуре приемами и навыками
деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в
известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз-
даваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто-
рая" искусственно созданная человеком природа. Там,где есть чело-
век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми -
там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой
меру человеческого в человеке.
Само становление личности есть не что иное, как результата
культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе
определенную долю общественной культуры, человек становится лич-
ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой
собственный мир, как богатство своего "Я".
Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность
внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает
человеческое качество, становится способным сам участвовать в
культуротворческой деятельности. Культура - это процесс развития
человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в
человеке, характеристика развития человека как человеческого су-
щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс-
тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей
совокупности результатов человеческого труда и мысли.
По мнению большинства современных социологов и философов, за-
нимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно
выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи,
ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание
людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элемен-
тов состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благо-
даря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в
обществе, доходят до каждого его члена. Если первый класс элемен-
тов характеризует культуру как систему эталонов общественного по-
ведения людей, то второй - как систему, осуществляющую социальный
контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся
системы просвещения и образования, средств массовой информации и
коммуникации, различные виды культурного сервиса.
Культуру принято разделять на материальную и духовную. Мате-
риальную культуру образуют продукты материального, а духовную -
продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае
нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль-
туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а мате-
риальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения че-
ловеческого духа. Они связаны между собой так, как и две обозна-
ченные выше области производства- материального и духовного, при-
чем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни
ведущую, определяющую роль.
Являясь выражением способов и норм социальной организации и
регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом
функций. Это социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся
в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая,
не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репро-
дуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмечен-
ных результатов человеческой деятельности от поколения к поколе-
нию, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его
прогрессивное развитие. Продукты культуротворческой деятельности
подвергаются своеобразной проверке, социальному отбору: одни из
них сразу входят в культурный оборот и становятся составляющей
культурного прогресса, для других требуется время, чтобы они были
осознаны и включены в социальную практику. Социальной функцией
культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех куль-
турных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поко-
ления и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль-
туры называется ценностно-ориентационной.
Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это
и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура ми-
ровоззренческая, политическая, технологическая, производственная,
культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и
художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и
результаты, и способы деятельности, причем не только творческой,
но и репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и ис-
точник культуры тогда, когда она носит общественный характер,
когда ее продукты имеют смысл не только для данного индивида,но и
для других людей. Таким образом, культура является продуктом об-
щественной деятельности, независимо от того в какой форме - кол-
лективной или индивидуальной - она осуществлялась. Поэтому главный
родовой признак культуры - это неприродный, деятельностный, общест-
венный источник ее происхождения и развития. Под этим источником
подразумевается общественный труд, который носит всеобщий характер.
Таким образом, культура - это не только производство вещей и
идей в их оторванности от человека, это производство самого чело-
века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей
и отношений, во всей целостности его общественного бытия.

Powered by Drupal - Design by artinet