Общество и культура. Общее и особенное в развитии культуры. Взаимосвязь традиции и новаторства

Развитие культуры - органическая составная часть истории об-
щества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и
вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материаль-
ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен-
ной жизни - социальной и социально-политической. Характерно, что
при крайне низких темпах развития материального производства в эпо-
ху феодализма столь же низкой была и динамика развития в области
культуры. Специфическое место религии и церкви также в то время
обусловливало религиозную окраску практически всех сторон и всех
составляющих культуры этой эпохи. Однако, нельзя не отметить, что
в отдельные периоды могут наблюдаться активные всплески в культу-
ротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в эконо-
мической сфере. Это, в частности, характерно для литературы и ис-
кусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.
Развитие культуры связано и с другими внешними детерминанта-
ми. Развитие стран и народов практически с первых шагов цивилиза-
ции утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. История
с течением времени все больше выступает в качестве всемирной исто-
рии, а вместе с тем становится реальностью мировая культура,акку-
мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях
все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого
народа приобретает расширение культурных связей и духовных контак-
тов с другими странами и народами.
Естественная изоляция или нарочитое самообособление народов
ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоля-
ции, например, одна из причин сохранения первобытных форм жизни у
аборигенов Австралии. Китай на рубеже I-II тысячелетия стоял в
первых рядах стран по развитию культуры, а затем наступили столе-
тия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело
к утрате былых позиций. Только покончив в 60-е годы XIX века с
преградами на пути развития связей с остальным миром Япония уско-
ренно пошла вперед.
Следует отметить,что на развитие культуры, как впрочем и на
ее возникновение,сильнейшее воздействие оказали не только внешние,
но внутренние факторы.Необходимость углубленного анализа внутрен-
них причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влия-
ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру-
шило присущее первобытности единство материального и духовного, а
наряду с этим положило предел не только слитности материальной и
духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект
и носитель - первобытный коллектив.
В дальнейшем с развитием общества, когда умственный труд стал
все больше отделяться от физического, город - от деревни,когда об-
щество разделилось на классы, профессиональные группировки различ-
ных уровней, на этнические образования,территориально-региональные
общности, а также демографические страты - картина культуры в це-
лом, как и картина ее исторического движения усложняется.
Прежде всего с возникновением сложной социальной структуры
общества, возникшей в результате разделения труда, управление,
умственная деятельность, духовное производство стали преимущест-
венно сферой занятий определенного класса или социальной группы.
Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали
мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позво-
лила сделать интеллектуальную деятельность - профессией, которая
органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак-
тической деятельности человека. С каждым этапом развития общества
и его фундаментальной основы- общественного производства, роль
умственного труда, его практическая значимость в жизни общества
все более возрастает.
Культура каждой эпохи неразрывно связана с потребностями и
интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом
суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп
на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной ме-
ре определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и
уровней в общей структуре культуры общества. Однако, абсолютизация
господствовавшего до недавнего времени в отечественных общество-
ведческих науках классового подхода к анализу и классификации яв-
лений культуры неизбежно заводит исследователя в логический тупик.
Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо-
вости просто неприменим - это наука, техника,язык.
Во-вторых, культура включает группу явлений, которые несут в
себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется
влияние социально-классовых и групповых интересов - это искусс-
тво,мораль, философия и т.д.
В-третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в
силу их природы, непосредственно с возникновением классов, напри-
мер, область политической культуры,хотя даже здесь абсолютизация
классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо соци-
ально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии,
при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая
борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах, в
соответствии со своими социальными идеалами. При этом выход за
пределы меры в воздействии идеологии на культуру может порой при-
вести к деформации последней, к лишению предметов культуры их
собственного содержания и их превращению в своего рода рупор для
распространения идеологических установок. Это отчетливо просматри-
вается в различного рода "культурных клише", назначение которых
состоит в навязывании через культуру определенных идеологических
стереотипов.
На развитие культуры в современных условиях оказывает свое
воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие
многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо рас-
ширила возможности приобщения самых широких масс к духовным цен-
ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви-
ла возросшие требования к образованности,к повышению интеллекту-
ального потенциала общества. Одновременно благодаря развитию
транспорта,средств связи НТР усилила подвижность населения,привела
к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна-
ционализации общественной жизни и культуры.
Культура представляет собой неоднородное явление. Наряду с
общими чертами,ей присущи и черты характерные для различных соци-
альных слоев и групп. Системы специфических культурных особеннос-
тей, характерных для некоторых социальных групп, называются суб-
культурами. Так, своеобразие культурных запросов молодежи дает ос-
нование говорить о существовании особой молодежной субкультуры.
Черты особенности несут на себе субкультуры отдельных профессио-
нальных групп. Важными являются региональные особенности в культу-
ре, которые имеют свои социальные и исторические истоки. Нужно
стремиться не к выравниванию и нивелировке, а к сохранению самобыт-
ности отдельных субкультур и обогащению таким образом культурной
жизни всего общества.
Национальные культуры также являются специфическими культур-
ными системами, обладающими относительной автономностью и автох-
тонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочис-
ленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое об-
щечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по
форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро-
дов, различными условиями, в которых происходило формирование этих
культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее
большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимо-
действует с другими народами. Поэтому многие национальные культу-
ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких прожи-
вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви-
тие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимо-
обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а
тем более к провозглашению их исключительности.Нельзя выстраивать
национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной на-
ции в качестве своеобразного эталона культуры. Националистическое
высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это
особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации
общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом про-
цессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как
свое национальное, так и интернациональное содержание.Не умаляя
ценности и уникальности существования и развития национальных
культур,следует отметить, что каждая нация вносит свой историчес-
кий вклад в мировую культуру и в то же время черпает из кладовой
мировой культуры. Магистральный путь развития мировой культуры
пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому
единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатс-
твах культуры всех народов, сохранение богатства многообразия
культур не только в памяти, но и в культурной практике человечест-
ва.
Региональные особенности культуры проявляются не только в
специфических чертах культуры отдельных народов. Имеются опреде-
ленные существенные различия между городской культурой и культурой
села, культуры крупного города и культуры мелких и средних горо-
дов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших
регионах мира. Так Европа сделала упор на разум, рациональное ос-
воение действительности и использование его успехов. Восток же до
недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие ок-
ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль-
ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и
Востока уже основательно размыты, обмен принципами, идеями и ду-
ховными ценностями идет со все большей интенсивностью. Подводя
итог можно сказать, что мировая культура - явление достаточно
сложное и многогранное, куда входят формационные, региональные,
национальные типы культур и огромное число субкультур, существую-
щих в качестве подсистем в этих культурных типах.
Во внутренней организации культуры существуют также структур-
ные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную куль-
туры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом
массового потребления. В работах западных философов и социологов
данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры, по-
тому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве пред-
метов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если
они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама,
ставшая обязательным атрибутом современного общества, является не-
отъемлемой частью массовой культуры.
Массовой или популярной культуре противопоставляют элитарную
культуру, которая более сложна по содержанию и трудна для восприя-
тия ее неподготовленными людьми. К ней обычно относят кинофильмы
Феллини и Тарковского, произведения Кафки, Воннегута, Томаса Ман-
на, музыку Дюваля и Шнитке. произведения, создаваемые в русле дан-
ного типа культуры рассчитаны на узкий круг хорошо разбирающихся в
искусстве знатоков и любителей. Но массовый потребитель культуры
может и не обратить на них внимание или не понять их. Целью для
создателей произведений элитарной культуры как правило является не
коммерческая выгода (хотя они часто стоят довольно дорого), а
стремление к новаторству, полному самовыражению и художественному
воплощению своих идей. Следует подчеркнуть,что популярная и эли-
тарная культуры не враждебны друг другу. Удачные находки, худо-
жественные приемы,идеи и ценности элитарного искусства через неко-
торое время теряют свой новаторский характер и перенимаются, тира-
жируются массовой культурой, повышая ее уровень.
Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризу-
ется относительной самостоятельностью и своеобразной внутренней
детерминацией,которая реализуется не только в активном использова-
нии новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры, но
и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры, его
основные направления,его содержание и темп.
Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конк-
ретно-исторических формах.Особенно выпукло обнаруживают себя сдви-
ги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например,
при переходе от античности к средневековью, а затем от средних ве-
ков к эпохе Возрождения.
Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества
от формации к формации. При этом в истории формирования культуры
имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как
бы по двум направлениям - по вертикали и по горизонтали. Важнейшей
закономерностью развития культуры является преемственность, в ко-
торой реализуется единство противоположностей - традиции и твор-
чества. История предметных результатов человеческой деятельности,
воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимо-
действии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых
сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каж-
дое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и буду-
щее, как к центру,который с течением времени сдвигается к новым
поколениям.
Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные
традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного
наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению,
но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жиз-
ни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как
наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных тра-
диций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.
Современное поколение не может не опираться на созданные ранее
ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каж-
дый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.
Однако, культура - это не только традиции, процесс накопления
и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование
культуры предполагает и ее развитие, т.е. не только сохранение
лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатс-
тва в процессе творчества. Данное направление в культуре называет-
ся новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговороч-
но причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством
тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает
признание других людей. Хотя данный критерий новаторских культур-
ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе-
ния искусства или научные открытия не находят признания у совре-
менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела-
ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано
или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное.
Творчество Ван Гога и Гюгена, гениальных художников, непризнанных
при жизни современниками,работы предтечи космических полетов чело-
вечества К.Циолковского - блестящее свидетельство этому.
В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа-
но с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценнос-
ти.Тиражирование или репродуцирование не является творчеством,хотя
и играет важную роль в распространении культуры. Но, это именно
распространение, а не создание культуры.
Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное
культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в ко-
пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова-
но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в
развитии культуры органично взаимосвязаны.
В целом подход к культурному наследию должен быть диалекти-
ческим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценнос-
тей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего от-
жившего, консервативного в культурной традиции.

Powered by Drupal - Design by artinet