Духовное производство и духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, опре-
деляющая в совокупности с экономической и социально-политической
жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она
включает в себя все духовные образования, в том числе духовную
культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного
сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настрое-
ния, привычки и т.д.
Духовная культура представляет собой лишь определенную сторо-
ну, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать яд-
ром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной
структурой,включаю щей научную,философско-мировоззренческую, пра-
вовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в сис-
теме духовной культуры занимает религия. Учитывая сложность однов-
ременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры,
попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все
ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.
В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматри-
вать как развивающуюся совокупность материальных, политических и
духовных достижений человечества, характеризующих определенный
способ общественно-практической деятельности людей на каждом исто-
рическом этапе развития общества. Каждый этап развития человечес-
кой истории характеризуется своим, присущим лишь ему уровнем мате-
риальных, политических и духовных потенций и достижений челове-
чества, всех его отношений с действительностью: экономических, по-
литических, теоретических, нравственных, эстетических и т.д.
Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизне-
деятельности прошедших поколений, культура является одновременно и
результатом, и средством развития личности и общества.
Иными словами, культура - это исторически определенный способ
организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксиро-
ванный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального
и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также
соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении
людей к природе, между собой и к самим себе.
Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое
место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает
все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жиз-
недеятельность человека и общества. Как отражение общественного
бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и опреде-
ленной общественно-экономической формации, интересов и потребнос-
тей больших социальных общностей и социальных слоев. Таким обра-
зом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как
нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной
группе государств.
В обществе духовная культура проявляется через процесс освое-
ния ценностей и норм предшествующих поколений, производство и раз-
витие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие челове-
ка и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют сущест-
венную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию
мира, служат своеобразными ориентирами в этом процессе. Главная
цель и главная функция духовной культуры состоит в формировании
определенного типа человеческой личности в интересах общества, в
регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с
обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого
вытекает и другая функция духовной культуры - формирование позна-
вательных способностей личности. Духовная культура общества нахо-
дит свое выражение в различных формах и уровнях общественного соз-
нания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.
При наличии ряда общих моментов с материальным производством
духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем
выступают не только природа и природные вещества, но и обществен-
ный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое
мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духов-
ного производства, и орудия его деятельности. В обществе формиру-
ется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием ду-
ховных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции.
Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вооб-
ще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным
творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развива-
ется народом. Лучшие образцы духовного производства, получив соци-
альную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся
его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется
как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъ-
ект духовного производства. Для духовного формирования используют-
ся система образования, воспитания, средства коммуникативного воз-
действия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение
субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

Powered by Drupal - Design by artinet