Формы общественного сознания

Под формам общественного сознания понимают различные формы
отражения в сознании людей объективного мира и общественного бы-
тия, на основе которого они возникают в процессе практической дея-
тельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах
политического сознания, правового сознания, нравственного созна-
ния, религиозного и атеистического сознания, эстетического созна-
ния, естественно-научного сознания.
Существование различных форм общественного сознания определя-
ется богатством и многообразием самого объективного мира - природы
и общества. Различные формы сознания отражают отношения между
классами, нациями, социальными общностями и группами, государства-
ми и служат основой политических программ. В науке познаются конк-
ретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных об-
разах и т.д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма
сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, мо-
ральную норму, религиозную догму, художественный образ.
Но богатство и сложность объективного мира создают только
возможность появления различных форм общественного сознания. Реа-
лизуется же эта возможность на основе конкретной общественной пот-
ребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое
накопление знания становится недостаточным для развития обществен-
ного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли
вместе с классовым расслоением общества.

а) Политическое сознание.
Политическое сознание является своеобразным стержнем всех
форм общественного сознания и занимает среди них особое место, по-
тому что в нем отражаются экономические интересы классов и соци-
альных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за
власть и на все сферы социальной жизни. Политическому сознанию
принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому
базису и выражает материальные и политические интересы субъектов.
Экономика первична по отношению к политике, но и политика способна
оказывать влияние на экономику, на решение ее задач, т.к. она есть
концентрированное выражение экономики. А потому политическое соз-
нание в целом играет большую роль в системе общественного сознания.
Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно про-
низывает все другие формы общественного сознания. Конечно, эта
роль очень сложна, так как и политическое сознание может испыты-
вать воздействие со стороны, например, религии, права или науки,
но ведущее влияние сохраняется за политическим сознанием.
Политическое сознание формируется с появлением классов, госу-
дарства и политики как сферы общественной жизни, т.е. с возникно-
вением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотно-
шения классов и социальных групп, их роль и место в системе госу-
дарственной власти, а также отношений между нациями и государства-
ми, основой для единства этих связей являются экономические отно-
шения общества.
Политическое сознание - это система знаний и оценок, благода-
ря которым происходит сознание области политики субъектами, высту-
пающими в виде индивидов, групп, классов, общностей. Оно является
необходимым элементом функционирования и развития политической
системы в целом. Политическое сознание призвано выполнять в об-
ществе прогностическую функцию, оценочную, регулятивную и познава-
тельную.
Политическое сознание в классовом обществе носит классовый
характер. Оно не может быть однородным, ибо оно охватывает сферу
отношений всех классов и слоев к государству и правительству, сфе-
ру взаимоотношений между различными субъектами. Политическая оцен-
ка действительности зависит от того положения, которое занимает
субъект, носитель этой оценки в данном обществе. В государстве
происходит столкновение политических интересов в борьбе за власть,
и главной проблемой политического мышления является устройство го-
сударственной власти. Политическая борьба за определение государс-
твенного устройства может проходить в различных формах: парламент-
ские дискуссии и экономические требования, главное обсуждение со-
циальных проблем, насильственные государственные перевороты, соци-
альные революции.
Политические интересы объективны и затрагивают в конечном
счете каждого человека. Жизнь общества пронизана политическими ин-
тересами, концентрирующими в себе социальные противоречия и являю-
щиеся основой общественно-активных объединений и социальных столк-
новений. В процессе борьбы вовлекаются в сферу политических дис-
куссий и другие формы общественного сознания: религия, наука, фи-
лософия, право, искусство. Таким образом, в зависимости от полити-
ческих интересов находится не только социально-экономическая, но и
духовная жизнь общества.
Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практичес-
кий и идеолого-теоретический.
Обыденно-теоретическое политическое сознание возникает сти-
хийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта.
Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции,
настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от
конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В то же вре-
мя оно во многом статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышле-
ния. В этом сознании нет прогнозов, теоретических обобщений. Бла-
годаря прямой зависимости обыденного сознания от объективной эко-
номической реальности в нем содержится начало теоретической поли-
тической идеологии класса. Не следует думать, что обыденное созна-
ние заключает в себе только заблуждение и иллюзии. Несмотря на
стихийность формирования обыденного сознания, в нем являются цен-
ными и реалистичность суждений, здравый смысл и проверенные време-
нем аксиомы народной мудрости. Обыденное сознание противоречиво. С
одной стороны, в нем содержится здравый смысл, а с другой, его вы-
воды не всегда бывают справедливыми, т.е. его возможности ограни-
чены.
Носителями обыденного сознания являются все члены общества, и
оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических
настроениях.
Способом выражения обыденного сознания является общественная
психология, в структуру которой включаются такие элементы, как по-
требности, интересы, ценности, традиции, обычаи, эмоции, чувства,
настроение, подражение, внушаемость. Обыденное сознание корректи-
руется, шлифуется и проверяется практической жизнью. В нем отража-
ется отношение субъектов к государственной власти, и оно определя-
ется уровнем экономической и социальной жизни. Обыденное полити-
ческое сознание ценно тем, что оно характеризуется целостностью
жизнепонимания и, подвергаясь творческой обработке, является осно-
вой для теоретического политического сознания.
Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризу-
ется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отли-
чаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов.
Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опи-
раясь на экономическую и социальную практику. Идеология нацелена
активно воздействовать на общественное сознание. В теоретическом
политическом сознании конкретные политические взгляды и интересы
класса или социальной группы должны быть представлены достаточно
стройной и убедительной теорией и для современного функционирова-
ния общества, и на его перспективное развитие. Прогрессивная идео-
логия способна ускорить социальное и экономическое развитие об-
щества так же, как реакционная может тормозить его. При этом сле-
дует отметить, что роль идеологии в обществе не должна быть преу-
величенной, т.е. политическая идеология не может идти впереди эко-
номики.
Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а
специалисты (идеологи), посвятившие себя политическому творчеству
и занимающиеся осмыслением законов общественной жизни. При этом
следует отметить, что на выработку теоретического политического
сознания оказывают значительное воздействие личностные качества
самих авторов.
Политическая идеология может оказывать большое влияние на об-
щественное сознание в целом, потому что она является не только
системой взглядов, но и имеет государственную силу, свою систему
пропаганды, используя при этом науку, право, искусство, религию,
все средства массовой информации. Однако в современных условиях
развития демократии и гласности неограниченное и неконтролируемое
влияние господствующей идеологии снижается.
Теоретическое политическое сознание выступает в качестве спо-
соба отражения политики и имеет определенную структуру, включающую
следующие элементы:
1) система научных знаний о политической жизни, т.е. полити-
ческие теории;
2) концепции политического развития, опирающиеся на реальную
политическую практику;
3) политические идеи, являющиеся основой для новых политичес-
ких теорий;
4) конкретные политические программы.
Теоретическое политическое сознание призвано опираться на об-
щественное бытие, хотя та связь имеет сложный и противоречивый ха-
рактер. Сознание влияет на социальную практику, двигает ее, прове-
ряя истинность политических взглядов. Именно политическая практика
является критерием истинности идеологии.
Политическое сознание призвано закреплять и совершенствовать
достигнутый уровень политической практики. И эффективность воз-
действия его на общество является показателем уровня развития тео-
ретического политического сознания;

б) Правовое сознание.
Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим соз-
нанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политичес-
кие, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает
значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все
стороны социальной жизни.
Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок,
посредством которых осознается сфера права общественными субъекта-
ми (индивидами, группами,классами). Правовое сознание выполняет в
обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции.
Правосознание - это та форма общественного сознания, в кото-
рой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юри-
дических законов нормативов социально-политической деятельности
субъектов права: индивида, коллектива, предприятия.
Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно из-
меняется в связи с изменениями экономических и политических усло-
вий жизни общества, но в то же время следует отметить в нем и су-
щественную преемственность между прошлым и настоящим.
Правовое сознание тесно связано со всеми формами общественно-
го сознания,но более всего оно взаимодействует с политическим соз-
нанием и нравственным, занимает как бы промежуточное положение
между ними.
Правосознание является тем средством, которое гарантирует вы-
полнение задач и правил, выделенных политическим сознанием, оно
оказывает на него обратное воздействие. Правосознание общества
способствует поддержке идеи регламентированных отношений между
личностью и государством, оно необходимо для установления законо-
порядка, для защиты общества от произвола и анархии. Но если поли-
тическое сознание формируется в зависимости от социально-экономи-
ческих интересов, то правовое сознание помимо этого опирается на
рациональные и нравственные оценки.
Правовое сознание возникает с появлением политической органи-
зации общества, права, с делением общества на классы.Оно возникло
как социальный заказ на необходимость регламентации общественных
отношений и служило средством политической стабильности общества.
Правосознание появилось как необходимость иметь четкие знания о
праве, об оценке его различными социальными группами и классами.
Правосознание связано с правом. Эта связь объясняется общими
причинами их возникновения, функционирования и изменения. Право-
сознание и право в то же время не тождественны.
Право - это юридические законы, это система общеобязательных
социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права об-
щественные силы, имеющие в своих руках государственную власть, ре-
гулируют поведение людей, коллективов, классов, закрепляют в ка-
честве обязательных определенные общественные отношения. Выполне-
ние права обязательно, оно обеспечивается государственной властью.
Нормами права регулируются общественные отношения, участники
которых являются носителями прав и обязанностей. Правовые отноше-
ния - это отношения между отдельными людьми, организациями, госу-
дарственными органами, связанными друг с другом обязанностями и
правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и
должного поведения. Правовые нормы не допускают отклонений от
предписаний права. За правонарушение законом предусмотрена граж-
данская, административная,дисциплинарная,уголовная ответственность.
В праве сформулированы права человека, например, право на
сохранение и продолжение жизни, в то же время в праве отражены
нравственные обязательства индивида. В антагонистическом обществе
в правовых нормах записано все то,что необходимо господствующему
классу, а существующие в нем правовые воззрения выражают волю гос-
подствующего класса, возведенную в Закон. Характеризуя буржуазное
право, К.Маркс и Ф.Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии"
писали: "Ваше право есть лишь возведенная в Закон воля вашего
класса, воля, содержание которой определяется материальными усло-
виями жизни вашего класса". (См.Маркс, К.,Энгельс Ф. Соч., т.4.,
с.443).
Следует отметить, что в научной литературе есть и другие оп-
ределения права и существует разнообразие мнений о его сущности.
Современные ученые, представляющие демократические взгляды о пра-
вовых общественных отношениях и правосознания,придерживаются того
мнения, что сущность права в том, что оно является мерой свободы.
Следует отметить, что право, во-первых, отражает существующие об-
щественные отношения, а во-вторых, оно воздействует на их развитие
благодаря специфическому механизму их регулирования. Право проти-
востоит произволу и беззаконию. Для него характерны системность,
нормативность, определенность, динамизм и обеспеченность государс-
твенным принуждением.
Рассматривая категорию права,следует отметить, что в послед-
ней трети ХХ века во многих странах мира сложилось государство с
отличительными признаками, которые в целом характеризуют его как
правовое государство, в котором на первом месте стоит право, а на
втором - государство. В социально-политическом плане это означает
ведущую роль права во всех сферах жизни общества, ибо это осново-
полагающий принцип правового государства, закрепленный в конститу-
ции (Основном законе) страны и распространяющийся на прочие законы
и нормативные акты. Верховенство права в обществе, как главный
принцип правового государства, предопределяет и другие его принци-
пы, такие, как подчинение закону и самого государства, и его орга-
нов, и должностных лиц, и граждан.
Правовое государство отличается от неправового содержанием и
качеством законов, они должны быть более справедливыми, гуманными,
закрепляющими права каждого человека. Этими правами человек обла-
дает от природы. Во Всеобщей декларации прав человека записано:
"Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неп-
рикосновенность". Но свобода имеет определенную меру, т.е. предпо-
лагает ограничение. В обществе эта мера свободы выражена в форме
права и должна быть равной для всех.
В правах человека выражаются возможности его действий в раз-
личных сферах жизнедеятельности: политической, экономической,
культурной, личной. Чем шире права, чем они больше гарантированы,
тем свободнее развивается личность. Если же естественные права че-
ловека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, теряет способ-
ность к творчеству, тем самым сдерживая собственное развитие и
развитие общества.
Правовое государство конституционно закрепляет свободу людей
и их равенство в правах как прирожденные качества каждого челове-
ка. Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его инте-
ресов, их охрана и гарантированность являются принципами правового
государства. В свою очередь, личность так же обязуется подчиняться
общим установлениям государства. В правовом государстве устанавли-
вается принцип взаимной ответственности личности и государства.
В отличие от неправового государства правовое осуществляет
управление обществом в нормативном порядке, т.е. через законы, ос-
новой которых является гражданское общество.
Конечно, современные правовые государства мирового сообщества
не идеальны, они по-разному складывались, имеют свои недостатки и
свою специфику. Но все-таки в процессе их создания отмечается ха-
рактерная черта - это стремление человечества к свободе, защита
права, чести и достоинства личности.
В создании правового государства большую роль призвано сыг-
рать правовое сознание.
Правовое сознание появилось и развивалось как необходимость
иметь представления о праве, о его оценке различными индивидами,
группами и классами. Правосознание является наиболее подвижной
частью юридической надстройки, в то время как право - это более
устойчивая ее часть. В правовом сознании отражаются те изменения,
которые происходят в сфере и материального, и духовного произ-
водства, в сфере права.
Правосознание включает в себя взгляды, представления о право-
мерном и неправомерном, законном и незаконном,справедливом и несп-
раведливом, а так же чувства и эмоции.
В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая
идеология и правовая психология.
Правовая идеология призвана достаточно глубоко отразить пра-
вовую и связанную с ней политическую реальность, она характеризу-
ется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию.
Правовая идеология включает в себя теорию государства и права,
систему знаний о правовой основе, теорию правового развития на ос-
нове анализа объективной действительности. Правовая идеология, как
и всякая другая идеология вырабатывается специалистами-идеологами,
правоведами, занимающимися осмыслением законов социальной жизни,
при этом личностные особенности идеологов, как всегда оказывают
влияние на создание правовых теорий. В правовой идеологии отражены
те задачи, которые стоят перед обществом в отношении правового ре-
гулирования. При этом следует отметить, что на формирование право-
вой идеологии значительное воздействие оказывает экономический ба-
зис общества.
В структуре правосознания важным элементом является правовая
психология, как специфическая форма его проявления, включающая
чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение, соци-
альные привычки и формирующаяся под непосредственным воздействием
самых различных социальных явлений. Например, эмоциональные момен-
ты в представлении людей о законном и незаконном являются значи-
тельными регуляторами поведения в обществе.
В структуре правового сознания по субъективному признаку мож-
но выделить индивидуальное, групповое и массовое (например, клас-
совое) сознание.
Если выделить такой критерий, как уровни отражения действи-
тельности, то следует развести следующие понятия: обыденное, про-
фессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание
формируется стихийно в повседневной практике людей, как эмпиричес-
кое отражение правовой и взаимосвязанными с ней нравственной и по-
литической сторонами жизни общества. Профессиональное и теорети-
ческое правосознание являются отражением существенных связей и за-
кономерностей действительности и находя свое выражение в юридичес-
кой науке и других формах сознания (например, политическом и
нравственном). На практике обыденное, профессиональное и теорети-
ческое сознание очень тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, тем
не менее для философского осмысления их необходимо выделить и
представить в специфическом виде. Названные уровни правосознания
не могут заменить друг друга, но они очень активно взаимодейству-
ют. Например, на обыденном уровне правосознания существующие в об-
ществе законы рассматриваются и оцениваются с позиций их соответс-
твия нравственным нормам, в то время как профессиональное и науч-
ное правовое мышление исследует право с позиций его политического
содержания и соответствия принципам рационального государственного
устройства.
Правовое сознание имеет исторический характер, поскольку ис-
торически-конкретным является и само законодательное право. Но на-
ряду с изменяющимися моментами в правосознании в нем сохраняется и
устойчивая постоянная характеристика - это идея общества, основан-
ная на конкретных правовых отношениях. Правосознание призвано под-
держивать эту идею, регламентирующую отношения между классами, со-
циальными группами, личностью и государством. В то же время специ-
фика правосознания заключается в том, что оно не только отражает
существующее право, но может и критически оценивать действующую
юридическую систему,может выдвинуть свой нравственно-правовой иде-
ал как символ справедливости;

в) Нравственное сознание.

Нравственное сознание - одна из форм общественного сознания,
являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бы-
тия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные от-
ношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В осно-
ве нравственного сознания находится категория нравственности.
Нравственность - это понятие, которое является синонимом мо-
рали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих
терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а
нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания,
еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения лю-
дей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде,в личных
отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех
членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло
ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения
между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы
общения.
Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выра-
ботанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они
не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены сущест-
венные условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения
человека к человеку и требования общества к человеку. В ней пред-
ставлены правила поведения людей, которые определяют их обязаннос-
ти друг к другу и к обществу.
Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности че-
ловека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и
мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную осно-
ву, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести.
Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим иде-
алам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия
добра и зла, чести и достоинства.
Нравственные представления вырабатываются обществом и могут
изменяться по мере его развития и изменения.
Основной функцией морали является регулирование взаимоотноше-
ний всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет
определенные потребности (материальные и духовные) и интересы,
удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребнос-
тями и интересами других людей или общества в целом. По "закону
джунглей" эти противоречия могли разрешиться через утверждение
сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к
истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости ут-
верждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вы-
нужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден
был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и прави-
лам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это оз-
начало гибель.
Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в
развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.
В процессе развития морали вырабатывались определенные прин-
ципы и правила поведения, которые передавались из поколения в по-
коление, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказыва-
лось. В первобытном обществе нравственность и закон были тождест-
венными понятиями, а система наказания имела жесткий характер.
С делением общества на классы мораль приобретает классовый
характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и прави-
лах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими
интересами.
Нравственные нормы, отраженные в категориях добра, зла, дол-
га, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкрет-
но-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общест-
ва.
Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и
рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной
практикой, с теми категориями, которые определяют моральные прин-
ципы человечества и в то же время сами определяются социальной де-
ятельностью. Ф.Энгельс был прав в том, что "представления о добре
и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что
часто прямо противоречили одно другому". Содержание морали опреде-
ляется интересами конкретных общественных классов, в то же время
следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечелове-
ческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы
как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность,
ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют об-
щечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются
основными правилами любого общества.
Но представления о моральном долге человека с течением време-
ни значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе
его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовла-
дельческого общества высокую нравственную оценку получали послуш-
ные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные
холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во вни-
мание.
В современных условиях развития общества, когда перед челове-
чеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому
его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и
признание приоритета общечеловеческих ценностей.
Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и
взаимозависимым, поэтому сейчас прежде всего следует выделять об-
щечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как
формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности
значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преем-
ственность, связанная с простым и понятными формами отношений лю-
дей, такими,как не воровать, не убивать, почитать родителей, вы-
полнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все
времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность,
жестокость, клевета, лицемерие.
Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин -
этика. Этика (греч. , от - нрав, обычай,привычка) - это теория мо-
рали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отноше-
ния, смысл жизни,понятие счастья, добра и зла, нравственные цен-
ности,причины возникновения морали. Уже древние философы рассмат-
ривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обос-
новать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в ви-
де идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как
практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что дол-
жен делать человек в конкретной ситуации. Термин "этика" был вве-
ден Аристотелем.
Ученый-гуманист А.Швейцер писал: "Обычная этика ищет компро-
миссов. Она стремится установить, в какой мере я должен пожертво-
вать моей жизнью и моим счастьем и сколько я должен оставить себе
за счет жизни и счастья других жизней. Таким путем она создает
обычную, прикладную этику... Она признает добрым только то,что
служит сохранению и развитию жизни. Всякое уничтожение жизни или
нанесение ей вреда независимо от того, при каких условиях это про-
изошло, она характеризует как зло".
Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания,
его исторически изменчивые нормы и ценности. Нравственное сознание
имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные
элементы: нравственный идеал, нравственная потребность, нравствен-
ная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды,
чувства.
В нравственном сознании следует выделить два основных начала:
эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в
виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, предс-
тавляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллекту-
альное начало представлено в виде миропонимания моральных норм,
принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла,
справедливости, совести. Взаимосвязь и соотношение этих начал в
нравственном сознании может быть различным в разные исторические
эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание от-
вечает своему реальному времени.
В структуре нравственного сознания важное место занимает
нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной
оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей яв-
ляется уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, предс-
тавленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных ус-
ловиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.
Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. мо-
ральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся
основой для оценочных суждений. Формирование нравственного созна-
ния и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на
нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного
воспитания - это формирование единства нравственного сознания и
нравственного поведения, формирование нравственных убеждений.
Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в
связи с потребностью современного общества.
Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при усло-
вии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном
плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной спра-
ведливости. Этот принцип может быть усвоен личностью не только
благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство челове-
ка.
Чувства человека как элемент нравственного сознания тесно
связаны с поведением. Они являются основой личного отношения чело-
века ко всем социальным явлениям.
В нравственном сознании отражаются общественные явления и
поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимает-
ся нравственное значение личности или коллектива, определенных
поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия
добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности
могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в
прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не
догма, она развивается в соответствии с ходом исторического про-
цесса.
В жизни человека бывают такие ситуации,когда нужно сделать
моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о сво-
боде выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости
личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других
людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной
необходимостью существования человечества.
Категория свободы связана с понятием ответственность и спра-
ведливость. Для современного общества нет справедливости без сво-
боды, так же, как и нет свободы без справедливости и ответствен-
ности, нужна свобода от силы, принуждения и лжи.
Нравственное сознание связано с другими формами общественно-
го сознания, оно оказывает на них влияние и прежде всего такая
связь просматривается с правовым, политическим сознанием, эстети-
ческим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное
сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения
в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выс-
тупают как принудительная мера государства, то нормы морали опира-
ются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена
форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но
в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные
поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот,
преступившие закон люди являлись нравственным примером. В идеаль-
ном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческая мо-
раль, но процесс выработки законов встречает немало трудностей и
объективного, и субъективного характера. Сложности субъективного
характера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными
людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными,
кроме того в праве отражаются интересы определенных социальных
групп,поэтому право может вступить в противоречие с общественной
моралью.
Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем
отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подк-
репленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требова-
ний личности оценивается обществом, оно не связано с официальными
полномочиями определенных его представителей. Человек сам может
оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на мораль-
ные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым
уровнем нравственного сознания. Следует отметить то,что нравствен-
ные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль
смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явле-
ния, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуаль-
ности. Нравственное сознание человека может опережать свое время,
и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто под-
талкивали людей не только экономические причины, но и моральное
недовольство существующим положением, стремление изменить и усо-
вершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.

г) Эстетическое сознание

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания
занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культу-
ры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в
структуру эстетического сознания входят такие элементы,как эстети-
ческие взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, по-
требности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот
духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и
внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни челове-
ка и общества в целом.
Синтетическая роль эстетического сознания и эстетической дея-
тельности проявилась уже в "синкретичности" (нерасчлененности) ан-
тичной культуры, в которой и произведения искусства, и научные, и
религиозные, и философские труды подчас создавались как художест-
венные тексты. Эстетическое сознание формируется в процессе эсте-
тической деятельности и определяется как целостное, эмоционально
насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстети-
ческого сознания является природная и социальная действительность
и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание предс-
тавляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира.
Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой дея-
тельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятель-
ности формируются духовные способности человека, к числу которых
относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстети-
ческой деятельности формируются чувства человека, возникают эсте-
тические потребности, которые оказывают целостное воздействие на
личность.
С разделением труда, обособлением искусства от других видов
общественной деятельности человека происходит окончательное форми-
рование эстетического сознания. Эстетическое сознание отражает ок-
ружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты
в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в
нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связан-
ных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комичес-
кого. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что
оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впе-
чатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и
отношения.
Особенностью эстетического сознания является то, что взаимо-
действие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и
переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов,
потребностей.
Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую
потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые
очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. В эстетическом
отношении в одинаковой степени оцениваются и переживаются и поло-
жительные стороны окружающего мира и отрицательные.
Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания
мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материаль-
но-производственной деятельности человека, и с развитием этой дея-
тельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинк-
тивной формы, возникают специфические человеческие потребности,
которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны
жизни человека. В структуре эстетического сознания важным элемен-
том являются эстетические потребности, они являются началом эсте-
тического отношения к миру.
Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно
существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой
возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и
распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных
чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации
в человеческой деятельности.
В структуре эстетической потребности можно выделить три взаи-
мосвязанных элемента: эмоциональный, рациональный и деятельный.
Это следует учитывать при определении путей и средств ее формиро-
вания. Конечно, нужно комплексное воздействие и на эмоциональную,
и на рациональную сферу сознания для выработки необходимых убежде-
ний и установок и для дальнейшего закрепления их в деятельности.
Понятие "эстетическая потребность" охватывает как потребность
в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в ис-
кусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность высту-
пает как движущая сила развития сознания и практической деятель-
ности личности, как один из основных элементов эстетического соз-
нания и проявляется в стремлении преобразовать мир. Особенностью
эстетической потребности является то, что она может быть реализо-
вана во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к
природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в
научном познании. По своему содержанию эстетическая потребность
является универсальной,ибо ее объект находится во всех сферах жиз-
ни.
Эстетическая потребность проявляется как потребность в высо-
кой степени упорядоченности, гармонизации всех видов человеческой
деятельности и потребность в организованности всех продуктов ее,
устремление к получению духовных радостей. Эстетическая потреб-
ность тесно взаимосвязана с нравственной,ибо стремление к прекрас-
ному и доброму выступает в единстве. Она связана и с другими ду-
ховными потребностями, в том числе и с потребностью в труде и в
приобщении к знаниям.
В структуру эстетического сознания входят эстетические чувс-
тва. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на
их связь с интеллектом. Эстетические чувства основаны на опыте ра-
зума и сами вызывают размышления. Вот почему эстетические чувства
называют мировоззренческими. Эстетические чувства - это своеобраз-
ные переживания человека, возникающие при восприятии специфических
объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусс-
тва. Эти чувства стимулируют социальную активность человека, ока-
зывают регулирующее воздействие на его поведение и на формирование
эстетического и нравственного идеалов.Они помогают воспринимать
мир и искусство как близкие нам и стимулируют творческую актив-
ность. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эсте-
тических и этических моментов психической жизни.
Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус
и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эсте-
тического восприятия и собственной деятельности. Эстетический вкус
- это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвы-
шенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусс-
тве. Гегель писал о том, что объективной основой вкуса является
прекрасное и что вкус воспитывается. Эстетический вкус социально
обусловлен и имеет свое индивидуальное проявление. Он определяется
мировоззрением личности, поэтому так важно формирование эстетичес-
кого вкуса, основанного на научном мировоззрении и на этических
принципах.
Эстетический вкус выступает как способность личности оценить
достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на осно-
ве ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объек-
тивизировать эти представления в конкретной деятельности, напри-
мер, при организации предметно-пространственной среды, при прове-
дении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности
внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой
деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетическо-
го вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоцио-
нальная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. По мысли
И.Канта, вкус - это "способность судить о красоте".
В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент эстети-
ческого сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также
регулятивные функции,но на более высоком уровне. Он содержит в се-
бе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личнос-
ти, является образцом, на которой ориентируются люди, он не только
отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее.
Эстетический идеал основан на объективных тенденциях социаль-
ного развития и играет связующую роль между прошлым, настоящим и
будущим. В условиях современного развития общества на этот момент
следует обратить особое внимание, ибо нельзя нарушать связи преем-
ственности между прошлым и современным, перечеркивать прошлое сво-
ей страны или тенденциозно его идеализировать, слепо копировать
опыт других стран, не учитывая закономерность развития общества.
Эстетический идеал является опережающим отражением мира, он стиму-
лирует практическую деятельность и мышление людей, направленное на
совершенствование окружающей действительности, выполняет прогнос-
тическую функцию, являясь важным мировоззренческим компонентом,оп-
ределяющим мышление личности.
В эстетическом идеале отражены не только эстетические пробле-
мы, но и нравственные, правовые, политические,философские, ибо он
основан на понимании направленности исторического развития об-
щества. Эстетический идеал в конкретной и целостной форме предс-
тавляет гармоничную личность в ее связях с обществом и природой.
В эстетическом идеале отражена сложность общественных отноше-
ний, причем она может быть показана не в открытой форме, а потому
подчас возникает иллюзия того,что этот идеал специфичен и изолиро-
ван, допустим, от политики и права. Следует отметить, что процесс
формирования прогрессивного эстетического идеала очень длительный
и сложный процесс, в котором органично слиты личный и общественный
опыт, когда значительное воздействие оказывает вся окружающая
жизнь, искусство, меры воспитательного воздействия. И сформирован-
ный эстетический идеал представляет собой наиболее сложный уровень
эстетического сознания, высокую степень обобщения и сохраняющий в
то же время наглядный и конкретно-чувственный характер. Сложивший-
ся эстетический идеал является критерием эстетической оценки для
дальнейшего восприятия жизни, и всякое явление, поступок или про-
изведение искусства сопоставляются с имеющимся эстетическим идеа-
лом. Он становится регулятором эстетического сознания человека или
общества. Но следует отметить, что и сам идеал изменяется под влия-
нием изменяющейся жизни.
Процесс формирования эстетического идеала, как и эстетическо-
го сознания в целом, очень противоречив, так как сложна и противо-
речива сама жизнь. В формировании эстетического сознания большую
роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности
приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные
и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения,
развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способ-
ности личности, влияет на практическую деятельность.
Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного,
практического освоения объективного мира. Каждая форма обществен-
ного сознания фиксирует окружающий мир в присущих ей специфических
средствах (в науке - с помощью понятий, категорий, в праве - в ви-
де законов, в религии - догм, в морали - норм и т.д.). Искусство
есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных
образов. Источником художественных образов является реальная дейс-
твительность.
На искусство влияет политическое сознание. Но особенность
искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря
своим эстетическим достоинствам. Любая форма общественного созна-
ния связана с действительностью через свои функции. Сила искусства
в непосредственном воздействии на личность и общество.
Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выпол-
няя познавательную и воспитательную функцию, поэтому в истории
всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении
произведения искусства будут воспитывать людей, как будут воздейс-
твовать на психологию человека, на его взгляды и вкусы, на его по-
требности. Произведения искусства оказывают влияние на все формы
общественного сознания, особенно на политическое и нравственное
сознание, на формирование атеистического или религиозного миро-
воззрения. Через общественное сознание искусство влияет на практи-
ческую деятельность, на создание материальных и духовных ценнос-
тей.В то же время искусство само испытывает на себе влияние об-
щественных условий и потребностей.
В искусстве как в специфической форме общественного сознания
отражается система общественных отношений,складывающихся в процес-
се материального и духовного производства, преломляясь в идеалах,
потребностях, вкусах.
Существенна роль искусства и как регулятора социальной дея-
тельности людей и их личностного поведения. Эффективность потреб-
ления искусства, т.е. степень его воздействия на чувства и взгляды
личности, на ее творческое развитие, зависит непосредственно от
художественного развития личности.
Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая
мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или бе-
зобразное, трагическое или комическое,возвышенное или низменное,
искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает
чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души чело-
века, вызывает ощущение эстетической радости. Обогащение духовного
мира человека во многом зависит от того, насколько полно воздейс-
твуют на личность различные виды искусства.
Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произ-
ведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, акти-
визируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность
в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении. Эстетически воз-
действуя на человека, духовно обогащая его и доставляя эстетичес-
кое удовольствие, искусство удовлетворяет, таким образом,различные
духовные потребности.
Большое влияние на формирование социальных качеств личности,
удовлетворение его эстетических потребностей оказывает коммуника-
тивная функция искусства, духовное общение с другими людьми как
средство общения между людьми, поколениями, народами. Искусство
служит средством приобщения человека к общественным, эстетическим
и нравственным идеалам. Общение с искусством, активное сопережива-
ние зрителей,читателей, слушателей обогащает личный опыт художест-
венного восприятия мира.
Большую роль в жизни людей играет компенсаторно-развлекатель-
ная функция искусства, удовлетворение тех эмоциональных потребнос-
тей, которые не могут быть реализованы в других сферах жизнедея-
тельности. При современном уровне развития технических средств
массовой информации заполнение свободного времени человека общени-
ем с искусством является весьма ценным способом проведения досуга.
Искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Поэто-
му в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в ка-
ком направлении произведения искусства будут воздействовать на че-
ловека. Искусство, влияя на практическую деятельность, на создание
материальных и духовных ценностей, в то же время само испытывает
на себе влияние общественных условий.
Итак, эстетическое сознание и его высший продукт - искусство
являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечива-
ющим его целостность и направленность в будущее.

д) Религиозное и атеистическое сознание.

Религиозное сознание является одной из старейших форм общест-
венного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкрет-
ным общественно-историческим условиям.
Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного
сознания в течение более, чем двух тысячелетий,вплоть до эпохи
Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания,морали,
религии значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как
учение, опровергающее религиозные взгляды. Но научное опровержение
религиозных взглядов не может полностью решить проблемы религии.
Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям че-
ловеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетво-
рены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться
созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла
бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозные потреб-
ности.
Религия выражала не только страх человека перед грозными и
непонятными силами, господствующими в повседневной жизни. В ней
отразились попытки воздействовать на эти силы. В религиозных обря-
дах, заклинаниях, жертвоприношениях люди пытались служить сверхъ-
естественным силам и в некоторой степени управлять ими.Кроме того,
с помощью религии закреплялись нормы поведения человека. Религия
служила средством достижения социальной стабильности.
Религия не случайное явление в культуре человечества, а зако-
номерно возникшая, исторически и социально обусловленная форма
осознания человечеством окружающего мира и самого себя.
Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей
действительности, поэтому она развивается и изменяется одновремен-
но с изменением самой жизни.
Ф.Энгельс назвал религию "фантастическим отражением в головах
людей тех внешних сил, и которые господствуют над ними в их пов-
седневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают
форму неземных".
В языческих религиях реальные земные проблемы были связаны с
миром природы, подавляющей человека, с проблемами его болезни и
смерти. В то же время и в язычестве, и позднее в христианстве пос-
тепенно на первое место выдвигаются духовные проблемы, та же, как
вопрос о сущности самого человека, о его смертности или бессмер-
тии, о соотношении добра и зла, о совести и справедливости. Таким
образом, религиозное сознание формировалось как сознание о спра-
ведливой жизни. И религиозные проблемы очень тесно переплетались с
нравственными проблемами.
Нет ни одного народа, который не знал бы религию, и, значит,
появление и развитие религиозного сознания, независимо от конкрет-
ного смыслового содержания, связано с духовными потребностями че-
ловека.
Формы религии многообразны. Но различные мировые религии:
христианство, ислам, буддизм при всем их внешнем различии имеют
много общих черт. Это сходство объясняется прежде всего единством
человечества, сходством процессов социального развития, общими для
людей законами психологии.
Религиозное сознание, наряду с религиозной деятельностью, ре-
лигиозными отношениями и организациями, является элементом в
структуре религии. Элементы и структура религии возникли и изменя-
лись в процессе истории человечества.
Религия (от лат.- relegio - набожность, святыня) - это мироо-
щущение и мировоззрение и соответствующее поведение,определяемое
верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к
нему, которое дает надежду и опору в жизни.
Как самостоятельное социальное явление религия не выделялась
в первобытном обществе, но в ходе дальнейшего развития истории об-
щества она выделялась в относительно самостоятельную сферу духов-
ной жизни и в ее структуре обозначились названные выше элементы.
В современной философии различают три ступени в истории рели-
гии: 1) религия,опирающаяся на свое божество в природных силах
(бог Солнца, бог Земли и т.п.); 2) религия, признающая всемогущего
"Бога-господина", требующая повиновения ему. Это может быть учение
о персонифицированном Боге (монотеизм). Это ислам и иудейская ре-
лигия, а в широком смысле и христианство (троица). Сюда же отно-
сится и религия как простая мораль без Бога; 3) религия искупле-
ния, возникающая из чувства греховности. Эта религия связана с ве-
рой в милосердие Бога, освобождающего от греха (см.Краткая фило-
софская энциклопедия.М.,1994, с.392-392).
Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимос-
вязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью,отноше-
ниями и организациями.
Как форма общественного сознания религиозное сознание нахо-
дится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего таки-
ми, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Рели-
гиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоци-
ональность, символичность,чувственная наглядность, соединение ре-
ального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом),
знание религиозной лексики, воображение, фантазия.
Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием
реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в
продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в
потусторонний мир. Доказать логично существование этого мира не-
возможно, поэтому религиозное сознание основано на вере. Вера -
это интегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в
подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Ре-
лигиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и
деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря
милости Бога. В сущности своей это слепая вера. Не всякая вера яв-
ляется религиозной. Может быть и научная вера,но опирающаяся на
факты.В этическом смысле вера - это способность доверять, предпо-
лагающая душевную стойкость (вера в человека, в дружбу, в будущее,
в справедливость, в идеал и т.п.). Вера связана с риском, ибо это
чувство может ошибаться.
В религиозной вере основной объект - это идея бога, на ней
основано содержание религии. Для верующих идея бога является реше-
нием проблемы смысла жизни человека и нравственной опорой, стрем-
лением выделить в жизни светлые и добрые начала. Искренне верующие
люди стремятся жить, соблюдая общечеловеческие моральные нормы.
Религиозная вера является опорой в жизни для верующих. В ре-
лигиозном сознании утвержден определенный идеал, подкрепляемый ве-
рой в него. Этот идеал -Бог. Верующий человек устремлен к этому
идеалу, в котором сочетаются лучшие реальные земные черты ( Бог
как лучший сын Здмйи челов$


зости к Богу, в таком случае отношения верующего к миру устроятся
сами собой. Религиозный долг человека заключается в смирении перед
Богом, в устремленности к нему как к идеалу, а для этого нужно от-
казаться от своей человеческой воли и не перечить воле Божествен-
ной, смиренно делать дело, к которому приставлен, и как можно
меньше рассуждать. В этом смысле религия способствует пассивно-со-
зерцательному отношению к жизни и дает лишь иллюзорное представле-
ние о ней. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом
являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это прежде
всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту
(Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям,
друг к другу, и к миру в целом. Религиозные чувства взаимосвязаны
с религиозными представлениями, мифами,взглядами, идеалом, верой,
поэтому они имеют определенную направленность, смысл и значение. У
верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной
потребности и стремления к их переживанию, они эмоционально насы-
щены и могут быть легко ранимы.
В религиозном сознании сочетаются и иллюзорное, и адекватное
отражение мира. В некоторых исторически конкретных ситуациях люди
нуждаются в иллюзиях, в мифах, в сверхъестественном. Но было бы
ошибочным утверждение, что религиозное абсолютно ложно. В нем не-
мало верного, адекватного миру содержания. Например, в религиозном
мифе или притче, подобно тому, как это происходит в искусстве, в
художественном образе, воспроизводятся реальные явления и события.
В некоторых случаях могут быть исторические, психологические, ло-
гические и другие знания.
Религиозное сознание как одна из сторон духовной жизни может
взаимодействовать с другими, поэтому здесь могут иметь место фило-
софские, нравственные, эстетические, экономические, политические
воззрения.
Религиозное сознание существует и функционирует в связи с ре-
лигиозной лексикой, с языковым выражением, благодаря которому вы-
ражается религиозный смысл. Именно благодаря языку это сознание
становится общественным, практическим и действительным. Следует
отметить, что произнесенное слово в религиозной вере может обрести
магический смысл так же, как может быть и словесное табу.
Философский подход к религии требует выделения в религиозном
сознании двух уровней: обыденного и теоретического (концептуально-
го).
Обыденное религиозное сознание является непосредственным от-
ражением бытия людей. Оно выступает в виде представлений, иллюзий,
чувств, настроений, привычек, традиций. Его нельзя назвать цельным
и систематизированным. На этом уровне религия связана с индивидом
и выступает в личной форме. Здесь преимущественно выступают тради-
ционные способы передачи чувств, иллюзий, представлений.
Концептуальный уровень религиозного сознания - это системати-
зируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в
которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это
вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное
специалистами.
В этот уровень сознания входят религиозно-этические, религи-
озно-эстетические, религиозно-правовые, религиозно-экономические,
религиозно-политические концепции, основанные на принципах религи-
озного мировоззрения. И, наконец, к концептуальному уровню религи-
озного сознания присоединяется религиозная философия, находящаяся
на стыке философии и теологии (неотомизм, персонализм и др.). Фи-
лософский подход к религии означает установление ее связи с идеа-
лизмом. Идеализм является теоретической основой современной рели-
гии, в то же время следует отметить, что если идеализм имеет опре-
деленную систему категорий и логичность суждений, то в отличии от
идеализма религия в целом выступает как мировоззрение, основанное
на вере и чувствах, и поэтому относительно легко усваивается и
принимается сознанием определенной части людей.
Объединяющим началом в религиозном теоретическом сознании яв-
ляется вероучение, теология, включающая в свой состав ряд дисцип-
лин, представляющих различные стороны богословия. Религия обладает
достаточно большой относительной самостоятельностью, и это придает
ей значительную устойчивость.
Современное развитие науки и техники вступает в серьезное
противоречие с догмами религии.
Обществу и государству нужны образованные граждане, представ-
ляющие себе научную картину мира. И в то же время сохраняется ре-
лигия, выполняющая роль держателя сознания людей в необходимых
нравственных рамках. Религия в значительной степени определяет по-
ведение верующих.
Современная наука опровергает основные догмы религии. Но ре-
лигия гибко и быстро приспосабливается к изменяющейся действитель-
ности. Причиной сохранения религиозности сознания является и ус-
тойчивость традиций, которые складывались веками и прочно вошли в
быт людей. Большую роль играют церковные обряды, связанные с боль-
шими событиями в жизни человека (рождение, свадьба, похороны).
Сохранение религиозного сознания связано с эстетической прив-
лекательностью обрядовой культуры, с эмоциональной насыщенностью
религиозных чувств, с чувством веры в добро и справедливость.
Своеобразным аккумулятором религиозных взглядов всегда выс-
тупало и выступает сейчас искусство. Религиозные организации всег-
да старались поставить себе на службу различные виды искусства:
архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, поэзию, театр. Все это
призвано усилить влияние религии, укрепить веру. В большинстве
случаев господствующая религия выступает в союзе с государством, с
политической властью.
Сохранению и расширяющемуся влиянию религии способствует ак-
тивная деятельность церковных организаций и сект, стремящихся най-
ти пути к сердцам и разуму людей. В этих случаях используются все
более гибкие и утонченные методы.
Религия - явление конкретно-историческое. Она может исчезнуть
лишь тогда, когда не будет потребности в ней, когда будут уничто-
жены общественные отношения, порождающие веру в сверхъестественные
силы и необходимость сохранения этой веры;

е) Естественно-научное сознание

Естественно-научное сознание как особая форма общественного
сознания - это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она актив-
но вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредс-
твенной производительной силой. При всей сложности содержания нау-
ки следует помнить, что наука - явление духовного характера. Наука
- это система знаний о природе, обществе, о человеке. Научное зна-
ние - это продукт духовного производства, по природе своей оно
идеально.
Естественно-научное сознание - это всеобщий духовный продукт
общественного развития, и в таком качестве она многогранна. С
эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного
сознания, располагающей своими методами познания. В науке критерий
рационального освоения мира занимает главное место и из триединс-
тва - истина, добро, красота - в качестве ведущей ценности в ней
выступает истина.
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой дея-
тельности, направленная на познание и преобразование объективной
действительности, такая область духовного производства,которая
имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизи-
рованные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории,
фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Та-
ким образом, наука - это и система знаний, и их производство, и
практически преобразующая деятельность на их основе. Предметом на-
уки является и окружающий мир, и различные формы и виды движения
материи, и их отражение в сознании, т.е. природа,человек и общест-
во в целом. Поэтому науки делятся на естественно-технические,изу-
чающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и
общественные, изучающие различные общественные явления и законы их
развития, а также самого человека. Методы исследования науки зави-
сят от ее предмета. Например, в общественных науках одним из глав-
ных является статистика, а в естественных - эксперимент. В то же
время грань между этими науками не абсолютна. В современных усло-
виях появляются смежные дисциплины (биохимия, биофизика). Общена-
учными методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, сис-
темный подход и др.
В каждой науке выделяется эмпирический уровень и теоретичес-
кий. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в философском
объяснении принципов и законов, в формировании методологических и
мировоззренческих сторон научного познания в целом. В настоящее
время потребности материального производства влияют на развитие
науки и на направления ее исследований: в свою очередь, и наука
влияет на развитие общества. Открытия науки и изобретения в облас-
ти техники оказали огромное влияние на развитие человечества. Роль
науки в развитии производства возрастает с расширением и обобщест-
влением производства. Современная наука благодаря своим открытиям
значительно облегчила жизнь и деятельность людей. Научные открытия
и изобретения привели к повышению производительности труда, к уве-
личению количества и улучшению качества товаров. В современных ус-
ловиях наука становится непосредственной производительной силой.
Важное значение для совершенствования системы общественной
жизни, для ускорения социально-экономического развития на основе
НТП приобретают гуманитарные науки. Социологические и экономичес-
кие исследования должны помочь разумно использовать имеющиеся при-
родные и социальные возможности, выбрать оптимальное направление и
развитии материального и духовного производства. Наука, как и все
другие формы освоения человеком действительности, возникает и раз-
вивается из необходимости удовлетворения потребностей общества.
Роль и социальное значение науки не ограничиваются ее объясни-
тельной функцией, ибо основная цель познания - это практическое
применение научных знаний.
Итак, формы общественного сознания и в их числе естественно
научное, эстетическое и нравственное сознание определяют уровень
развития духовной жизни общества;

ж) Экономическое сознание

Экономическое сознание появилось как ответ на социальный за-
каз, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как
экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйс-
тва, экономико-математические модели, экономическая политика, эко-
номическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический
плюрализм и т.д.
В экономическом сознании общества отражается понимание соот-
ношения между экономической деятельностью и теми общественными,
политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая
практика.
Экономическое сознание - это та форма общественного сознания,
в которой отражены экономические знания, теории, оценки социаль-
но-экономической деятельности и общественные потребности.
Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-ис-
торических условий и определяется объективной необходимостью ос-
мысления происходящих социально-экономических изменений.
Экономическое сознание, осмысление и совершенствование наце-
лено на существующей экономической реальности. В структуре эконо-
мического сознания следует прежде всего выделить такой элемент,
как экономические знания, на основе которых совершается практичес-
кая деятельность. И в данном случае экономическое сознание играет
активную и относительно самостоятельную роль. Экономическое созна-
ние не ограничивается отражением социально-экономического бытия,
оно включает в себя отношение к нему, оценки экономической дея-
тельности и выступает значительным фактором поведения различных
социальных групп.
В экономическом сознании отражены прежде всего условия хо-
зяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социаль-
ной группы, человека к собственности на средства производства. По-
этому в экономическом сознании не просто отражается бытие, оно
опосредовано социально-экономическим положением человека, практи-
ческим опытом, традициями и конкретными ситуациями.
Таким образом экономическое сознание не пассивно отражает ре-
альный мир, оно его оценивает и, исходя из конкретных потребнос-
тей, изменяет. Оно оказывает активное воздействие на всю социаль-
но-экономическую жизнь общества.
Экономическое сознание включает в себя разные уровни осмысле-
ния действительности. В его структуре следует выделить теорети-
ческое, научное сознание и эмпирическое, обыденное осмысление эко-
номики.
Теоретическое сознание выражено в экономических законах, ка-
тегориях, теориях, идеях, которые являются следствием развития на-
учного познания. Оно представлено экономической наукой.
Обыденное экономическое сознание складывается на основе миро-
ощущений, непосредственного жизненного опыта, элементарных эконо-
мических знаний и социально-психологических установок. Эти уровни
экономического сознания связаны между собой и их взаимодействие
создает многообразие экономических воззрений и ориентаций. Специ-
фика экономического сознания заключается в том, что оно прогнози-
рует и проектирует новое осмысление жизни, новые подходы и методы;

з) Экологическое сознание

В современных условиях важнейшая роль отводится экологическо-
му сознанию, пониманию человеком своего единства с природой.
Экология (от греч. o'iros - жилище и водоучение) - это наука,
изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с дру-
гом и со средой их обитания. Термин "экология" впервые ввел в 1886
году немецкий ученый-биолог Эрнст Геккель.
В процессе длительной эволюции в живой природе была создана
развивающаяся динамическая система - биосфера - земная оболочка,
охваченная жизнью и обладающая своеобразной физико-химической и
геологической организованностью. Биосфера является основой жизни
человека и предпосылкой создания материального производства как
фундамента существования общества.
С возникновением общества и развитием производства, техники,
наука биосфера переходит в ноосферу (сферу разума), часть планеты,
охваченную разумной, осознанной человеческой деятельностью. Сле-
дует отметить, что ноосфера имеет тенденцию к постоянному расшире-
нию. Это связано и с выходом человека в космос и с освоением недр
Земли. В связи с непрерывным развитием и расширением материального
производства значительно увеличивается масштаб вмешательства чело-
века в естественную среду обитания, при этом часто наносится зна-
чительный ущерб биосфере, нарушается естественное экологическое
равновесие, та равновесная природная система, которая естественным
путем формировалась в течение тысячелетий. В современных условиях
степень воздействия человечества на природу все более возрастает.
К сожалению, это воздействие носит и негативный характер, в ре-
зультате чего катастрофически ускоряются некоторые природные про-
цессы, накапливаются совершенно новые, подчас непонятные природные
свойства, которые все более удаляют природу от ее первоначального
состояния. Происходит необратимое геохимическое изменение природы.
Биосфере наносен значительный ущерб, нарушена система природных
естественных процессов: загрязнены воздух и почва, разрушен в зна-
чительной мере почвенный покров, вырублены леса, погибла часть во-
доемов, отравлена вода многих рек и морей и т.д.
В свою очередь и природная среда оказала значительное отрица-
тельное воздействие на развитие общества и на каждого конкретного
человека. Возникли многочисленные заболевания людей,вызванные на-
рушениями в сфере экологии. В результате своей деятельности чело-
вечества вступило в острое противоречие со средой обитания. Возник
экологический кризис, выразившийся в резком отрицательном измене-
нии биосферы. Произошло ухудшение среды обитания, нарушен экологи-
ческий баланс - равновесие между восстановлением и использованием
природных ресурсов. Экологическая проблема стала глобальной проб-
лемой современного мира. В этих условиях встает вопрос об ответс-
твенности человека за все преобразования в природе.
Перед экологией сейчас стоит задача определения допустимой
меры воздействия на природу с целью сохранения ее в качестве необ-
ходимой биологической системы, пригодной для существования челове-
чества. Речь идет о том, чтобы не только предотвратить экологичес-
кую катастрофу, но и улучшить природные и социальные условия жизни
человека и всего живого на планете.
Современная экологическая ситуация требует от общества разви-
тия экологической культуры, осознанного нравственно-эстетического
отношения к природе во имя физического и духовного здоровья чело-
вечества.
Важную роль здесь призвано сыграть экологическое сознание.
Экологическое сознание - это ценностная форма общественного созна-
ния, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и
оценки общественной деятельности.
Экологическое сознание предполагает выделение человеком само-
го себя как носителя активного и творческого отношения к природе.
Это рассмотрение любых производственных и социальных вопросов с
учетом экологических факторов и последствий, это экологический
подход к решению определенных проблем.
В экологическом сознании проявляется отношение человека к со-
бытиям и процессам действительности, затрагивающим так или иначе
природную среду. Формирование и развитие экологического сознания
происходит целенаправленно, под воздействием политических инс-
титутов, средств массовой информации, специальных социальных уч-
реждений, искусства и т.д.
В настоящее время необходимо экологическое образование и вос-
питание, призванное регулировать поведение индивидов и социальных
групп в отношении их к природе. Целью экологического воспитания
является формирование экологического общественного и индивидуаль-
ного сознания.
Предметом экологического сознания выступает отношение к при-
роде человека и общества. Экологическое сознание отражает действи-
тельный мир в форме таких понятий, как "экологическая обстановка",
"экологический баланс", "экологический кризис", "зона экологичес-
кого бедствия" и другие. Кроме того, здесь присутствуют и опреде-
ленные ценности и нормы. Экологическое сознание заключает в себе
определенные знания о природе и месте человека в ней, экологичес-
кие оценки происходящих процессов, чувства любви к природе. Эколо-
гическое сознание призвано выполнять определенные социальные функ-
ции. Оно имеет прежде всего познавательную, воспитательную и прак-
тическую функции.
Экологическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с дру-
гими формами общественного сознания, и прежде всего с такими, как
нравственное, эстетическое, правовое, политическое, экономическое.
Современная экологическая обстановка требует от человека нравс-
твенного и эстетического отношения к природе во имя сохранения
жизни на Земле. Нравственно-эстетические критерии должны быть от-
ражены и в правовом, и в политическом сознании. Не должно быть
только прагматического отношения к природе. Природа - это источник
и эстетического наслаждения, и физического здоровья. С понятием
природы тесно связано понятие Родины. Сейчас от человека требуется
новая форма самосознания - экологического понимания своего места в
природе, необходимости единства и гармонии с ней.
Сущностью экологического сознания является гуманное отношение
к природе, понимание человеком себя как частицы природного мира.
Критерием развитости экологического сознания служит сформированная
духовная потребность , в бережном отношении к природе, в стремле-
нии не только сохранить, но и приумножить природное богатство и
красоту.

Powered by Drupal - Design by artinet