Соотношение понятий "развитие","прогресс","регресс"

Проблема исторического прогресса является одной из централь-
ных во всех значительных философских учениях. И это не случайно,
так как именно философия призвана рефлексивно осмыслить историчес-
кий процесс. Но вопрос об историческом прогрессе долгое время
трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к со-
вершенству. Если в научно-технической сфере прогресс несомненен,
то уже в области экономики он не столь очевиден (по крайней мере,
экономика служит базой для многих негативных процессов), а состоя-
ние нравственности, развитие культуры не позволяют даже непомерным
оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым. По-
этому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества
за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противо-
речивости прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед че-
ловечеством встала задача научиться сочетать изменения в науч-
но-технической,социальной и духовной сферах, чтобы между ними не
разрушалась гармония, чтобы бездумное покорение природы и насилие
под историей не подвели людей к краю бездны.
Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать
с выявления взаимосвязи прогресса и развития.
Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или при-
равнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный, чем
изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие раз-
вития можно на основе анализа различных типов универсальных свя-
зей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это
особый тип изменения.
Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не
свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить
количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,
изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения рав-
нозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические
процессы с повторением однотипных фаз или просто обратимые измене-
ния типа "вода - пар - вода...").
Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, ко-
торые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и
функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Раз-
витие - процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступа-
тельных изменений сложных системных объектов в достаточно большие
интервалы времени (например,эволюция литосферы, экосистем, истори-
ческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда,
НТП и т.д.).
Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное
социально-историческое развитие происходит с постоянными отклоне-
ниями в сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления,
дивергенции развивающегося процесса (эволюция приматов или конвер-
генции - слияния, синтеза, объединения различных линий развития
(формирование крупных наций из различных племен).
Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть
которого заключается в рассмотрении объектов как целостных систем,
возникших в определенных условиях в результате действия соответс-
твующих причин. Необходимо учитывать не только обусловленность
настоящего прошлым, но и развитие самой современности: ведь в нас-
тоящем противоборствуют различные тенденции, формируются альтерна-
тивные возможности будущего развития. Историзм тесно связан с кон-
цепцией детерминации явлений. История - не заданный изначально
процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные зако-
номерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в
единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно
учитывать многообразие возможных форм, путей развития.
Наиболее сложным типом развития является история общества,
включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы:
взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер
детерминации общественно-исторических процессов. В реализации ис-
торических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор,
идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление исторических
процессов требует применения всего комплекса знаний, методов диа-
лектики.
В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя
противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противо-
положными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от
друга, диалектически связанными тенденциями развития являются
прогресс и регресс.
Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип,
направление развития, характеризующееся переходом от низшего к
высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе
можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее
элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта.
Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса.
Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию эле-
ментов и связей системы, которая повышает степень ее целостности,
ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устой-
чивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего
развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор
полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее
структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обес-
печивающих существование,устойчивость и жизнедеятельность данной
системы, то такой процесс называют регрессом.

Powered by Drupal - Design by artinet