Социальный прогресс и его критерий

Представление о том, что изменения в мире происходят в опре-
деленном направлении, возникло в глубокой древности и первоначаль-
но было чисто оценочным. В развитии докапиталистических формаций
многообразие и острота политических событий сочетались с крайне
медленным изменением социально-экономических основ общественной
жизни. Для большинства античных авторов истории - простая последо-
вательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом
же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходя-
щей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как цикли-
ческий круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Арис-
тотель,Полибий). Христианская историософия рассматривает историю
как процесс, идущий в определенном направлении, как движение к не-
коей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной ис-
тории. Идея исторического прогресса родилась не из христианской
эсхатологии, и из ее отрицания.
Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая ре-
альное ускорение общественного развития, была овеяна оптимиз-
мом,уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а
в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного поз-
нания: уже Ф.Бэкон и Р.Декарт учили, что не нужно оглядываться на
древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прог-
ресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго,
Кондорсе).
Просветительские теории прогресса обосновали ломку феодальных
отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопи-
ческого социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был
чужд историзм. Прогресс общества в теориях просветителей имел те-
леологический характер, они возводили в ранг конечной цели истории
преходящие идеалы и иллюзии буржуазии. Вместе с тем уже Вико и
особенно Руссо указывали на противоречивый характер исторического
развития.Романтическая историография начала XIX века в противовес
рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической
эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивиду-
альности и несравнимости исторических эпох. Однако этот историзм
был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли аполо-
гии архаических отношений. Более глубокую трактовку прогресса дал
Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к
прошлому, так и против ложного историзма романтической "историчес-
кой школы". Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие
мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени
общественного развития к другой. Его философия истории превращает-
ся в теодицею, оправдание бога в истории.
Диалектический материализм выработал принципиально иной под-
ход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий
прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или
трансцентентная цель исторического развития. Понятие прогресса
имеет смысл лишь применительно к определенному историческому про-
цессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели,
стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое
развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто
страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исто-
рического развития - переход от систем с преобладанием естествен-
ной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической
детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил.
Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют
и более сложные формы производственных отношений и общественной
организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень
овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в рос-
те производительности труда, и степень освобождения людей из-под
гнета стихийных общественных сил, социально-политического нера-
венства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии ис-
торического прогресса. В свете указанного критерия обществен-
но-экономические формации представляют собой закономерные стадии
поступательного развития человечества. Но процесс этот противоре-
чив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пес-
симизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в.,
прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это
понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби,Соро-
кин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое
распространение получают также различные концепции "конца истории"
и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются
многие глобальные проблемы современности - экологическая, демогра-
фическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза
ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья
населения.
В заключение отметим, что применение критериев общественного
прогресса при исследовании развития общества должно носить комп-
лексный характер и не в отношении экономической, социальной, поли-
тической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы
рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой
общественной системы, имеющей свою историю.

Powered by Drupal - Design by artinet