Учение гераклита о первоначале и противоположностях

ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 гг. до н. э.). Ари-стократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом характеристика всего существующего.
Все существующие вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Выбор огня в качест-ве первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. “ Этот космос один и тот же для всего существующего, не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет веч-но живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причина вечного изменения - борьба противоположностей.
Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит “логос”.(закон, необходимость)” Даже Солнце не может переступить логос.” Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противоположность (холодное в теплое, влажное в сухое и наоборот)” Нельзя дважды войти в одну реку” В человеческой жизни превращение в противоположность есть борьба. Она “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противо-положностей обнаруживается их внутреннее сходство “бес-смертные - смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.”
Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоположное делают все качества вещей относительными. (морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб - питательна, для людей -негодна)
Логос - основа всеобщности и истинности человеческого познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мыш-ление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разум-ными. Даже если что-то осталось скрытым от света, восприни-маемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного све-та, “от того, что никогда не заходит”
Однако, считает Г. большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.
Учение это было направлено против пифагорейцев. Если по ис-тине мир един, если в нем нет никакого множества и никаких отдельных частей, то отсюда вытекало, что множество, как будто удостоверяемое нашими чувствами, есть на самом деле только обман чувств. Картина мира, внушаемая нам чувствами, не ис-тинная, иллюзорная.
Парменид выступает и против Гераклита, в частности, против его идеи о вечном движении через противоположности. Он вы-вел как необходимое следствие невозможность никакого деления или раздробления мира на множество вещей. И точно так же он утверждает невозможность ни возникновения, ни гибели, выво-дит неподвижность мира.
Развитая Парменидом метафизическая характеристика бытия основывалась на недоверии к той картине мира, которая достав-лялась чувствами, и на убеждении превосходства ума над ощу-щениями Парменид и его продолжатели пошли по пути метафи-зическому. Показания чувств они отвергли как иллюзию, как обман. Они стали утверждать, будто чувства способны породить не достоверные знания, а только недостоверные и колеблющиеся "мнения" смертных. Только ум ведет к достоверной и незыбле-мой истине.
Парменид отрицает мысли о множественности. Множествен-ность существует только для чувств. Для мысли, для ума мир представляется как строжайшее единство. Для чувств все вещи, находящиеся в мире, представляются непрерывно движущимися, изменяющимися: возникающими и погибающими. Но, согласно учению Парменида, и это только иллюзия чувств. Истинная кар-тина мира открывается и удостоверяется только умом. Картина эта состоит в том, что мир тождествен, не знает ни возникнове-ния,
ни гибели. Мир вечен, неизменен, неподвижен. К этим положе-ниям Парменид присоединил еще одну мысль, которая его со-временникам должна была представляться чрезвычайно новой и трудной для усвоения. А именно, Парменид пытается установить строгое различие между истиной и мнением, между знанием совершенно достоверным и знанием, о котором можно сказать, что оно всего лишь не лишено вероятности, есть лишь правдопо-добное предположение. Он был основателем вероятностного знания, которое является продуктом не чувств, а ума.

Powered by Drupal - Design by artinet