Представление идей и отношений Соловьева к философии права

Наиболее крупными исследовательскими работами, посвященными Вл. Соловьеву в первой половине XX века являются «Миросозерцание Вл.С. Соловьёва» Е.Н.Трубецкого (1913г.), книга племянника Вл. Соловьева СМ. Соловьёва «Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция» (1922г.), а также «Владимир Соловьёв: жизнь и учение» К.В. Мочульского (1936г.)
Интерес к философско-правовым воззрениям Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) сегодня не случаен. С одной стороны, он находится в русле общего интереса к философскому наследию «самого крупного русского философа XIX века», изучая которое мы заново открываем свое прошлое, восстанавливаем ранее утраченную связь с традициями отечественной культуры. С другой стороны, идеи мыслителя, которого заслуженно называют «блестящим и выдающимся представителем философии права» могут быть полезными в осмыслении насущных правовых вопросов современного российского общества, ибо Вл. Соловьев отличался редким даром видеть то, что находится не на поверхности, а в самой глубине проблем и явлений.
Более конкретно актуальность историко-философского анализа философско-правовой концепции Вл. Соловьева определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, неразрывной цельностью философии Вл. Соловьева, сфокусированностью в ее правовой части широкого спектра мировоззренческих проблем, без концептуального осмысления которых невозможно получить целостное представление о философской системе мыслителя.
Во-вторых, тем, что философско-правовые воззрения Вл. Соловьева в едином и системном виде еще не исследовались. Не были выявлены культурно-исторические предпосылки и теоретические источники, оказавшие влияние на их формирование и развитие, не осуществлены синтез и субординация правовых идей мыслителя, не рассматривалась взаимосвязь философско-правового учения Вл. Соловьева и его религиозной метафизики.
В-третьих, объективной возможностью в настоящее время показать системно-целостное единство правовых идей Вл. Соловьева. Все объективные предпосылки для этого имеются, ибо различные аспекты его учения о праве получили свое освещение в научной литературе, но работа эта не доведена до конца и требует своего логического завершения.
В-четвертых, сопряженностью духовных исканий Вл. Соловьева с современной ситуацией в российском обществе, обострением в нем этических проблем, что порождает потребность «оправдания» высших ценностей человеческой жизни - добра и правды, стремление показать их объективное присутствие в формах общественной жизни.
Идеи Вл. Соловьева о тесной взаимосвязи права и нравственности, права и христианской веры, о достижении социального всеединства, особенно важны сейчас, когда легальное может быть аморальным, формально-законное — несправедливым, когда все больше в общественной жизни закрепляются принципы неравенства, утилитаризма и эгоизма.
Степень научной разработанности проблемы. Философско-правовые воззрения Вл. Соловьева всегда привлекали пристальное внимание исследователей и вызывали острые дискуссии среди представителей общественной мысли. Однако следует отметить парадоксальность ситуации и указать на явную недостаточность научной разработанности проблемы, ибо до настоящего времени нет произведений, в которых философско-правовое учение Соловьева рассматривалось бы в целостном (концептуальном) виде3.
Скорее всего, основная причина такого положения дел заключается в том, что философия права не получила у Вл. Соловьева столь ярко выраженного концептуального оформления в одном произведении, как, например, этическая концепция (лат. conceptio - понимание, единый замысел, ведущая мысль) — система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. В неклассической науке понятие концепция стали редуцировать к фундаментальной теоретической схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или к идеализированной схеме описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Доктрина в «Оправдании добра». Философско-правовые воззрения содержатся в его произведениях в рассредоточенном виде, в форме, далекой от систематического завершения, что задает определенные трудности для их целостного восприятия.
Первыми исследователями философско-правовых воззрений Вл. Соловьева были российские правоведы Б. Н. Чичерин и Г. Ф. Шершеневич. Указав на оригинальность подхода философа к праву, они подвергли критическому разбору его идею о праве как «определенном минимуме нравственности». Наиболее критичной была позиция Б. Н. Чичерина, обвинившего Вл. Соловьева в стремлении использовать право в качестве принудительного инструмента для реализации религиозно-нравственного идеала, что вызвало категорический протест самого философа.
Очень важно для настоящего исследования, что главный недостаток работ своих критиков Вл. Соловьев видел в отсутствии целостного подхода к его учению о праве6. На этот момент обратил свое внимание современный исследователь В. И. Приленский. Анализируя различные аспекты дискуссии философа с Б. Чичериным он пришел к выводу, что Соловьев пытался найти и определить в праве определенную долженствующую принудительную организацию минимального добра, которая могла бы вписаться в общую картину нравственного совершенствования человечества и служить одним из внешних оснований бо-гочеловеческого процесса.
Принципиально важным для реконструкции философско-правовой концепции Вл. Соловьева является произведение П. И. Новгородцева «Идея права

Powered by Drupal - Design by artinet