Эллинистическо-римская философия: стоицизм и неоплатонизм

СТОИКИ - представители Ф. учения конца IV в. до н.э. на базе эллинистической культуры в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители: Зенон, Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба ведет за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.
Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений.Создавая свою философию, Зенон в особенности использовал учения Гераклита, Аристотеля. Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой.Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого рода легким телом- теплым дыханием.
ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд положений в защ. учения П.(апории) Доказывал невозможность движения(метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно) В этих парадоксах вопрос не в том, возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли мыслить движ. при условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей (актуальная бесконечность), а время из б. множества неделимых моментов.
В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики. (интересно что понятия актуально бесконечного было исключено из употребления в Г. и заменено понятием потенциально бесконечного. Признавалась бескон. делимость величин, но не призн. их составленность из беск. числа актуально данных элементов).
НЕОПЛАТОНИЗМ - последний этап развития античного платонизма . основоположник Плотин. Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей, разбросанных в диалогах Платона, которые были дополнены идеями стоицизма, аристотеоизма, неопифагориизма.
Идеализм Платона заключал в себе значительный элемент дуализма, поскольку наряду с миром идей допускал независимое от него существование материи, а все вещи и человека считал их противоречивым сочетанием. Учение же Платина является последовательной системой объективного идеализма. с т. зр. Неоплатанизма, абсолютным первоначалом быия выступает Единое, постичь которое невозможно никакими усилиями человеческой мысли. Убедиться в бытии Единого возможно только на путях апофатической (отрицательной) телогии. Вторая ступень - Ум, который раздваивается на объект (само единое ) и Субъект (ум). третья ступень - мировая Душа, которая и излучает весь мир конкретных единичных вещей. Результатом полного угасания творческого процесса Эманации остается материя, абсолютный мрак и холод, диаметральная противоположность ослепительному свету - Единому. Это- схема любой системы объективного Идеализма - развитие вспять, от абстрактного к конкретному.
Отношение с христианством: с одной стороны - борьба неоплатонизма и христианства, с другой, христианство осуществляло заимствование из неоплатонизма. Главным образом под влиянием неоплатонизма сформировался гл. догмат христианства о триединстве Бога.

Powered by Drupal - Design by artinet