Становление и особенности фил. иррационализма

ШОПЕНГАУЭР Артур (1788-1860) Немецкий философ. Фил.Ш. - пассивный нигилизм, первый европейский опыт переоценки уенностей разума. Онтология Ш.- это учение о воли кк первооснове бытия, воля к жизни - непознаваемой научными способами - мировой принцип, активнодействующий, безосновный, свободный и нецелеустремленный.
Мир представлений представляет собой иерархию индивидов навершине которой находится ч-к. Все явления миропредставлений, как материальные, так и духовные, определяются действием единого закона достаточного основания, что делает невозможной свободу для индивидов. Сущностью каждой индивидуации явл. эгоистическая воля к жизни, в силу чего этот мир превращается в ад. Общество у Ш. предстает как относительно сбалансированная система эгоистических устремлений индивидов, а государство и право как факторы, сдерживающие м\индивидуальную агрессивность. преодоление эгоизма означает отказ от воли к жизни , что возможно в акте философского и художественного творчества и в нравственном сострадании. На это способны лишь избранные аристократы духа, гении.
Пессимистическая фил. Ш. оказала огромное влияние на фил. 2-ой пол. 19 нач. 20 в.
КЕРКЕГОР Серен.(1813-1855) Датский философ. Главная проблема, фундаментальность выбора чел. Самого себя, выражается К. в особых категориях: вера, грех, отчаяние, абсурд, смерть, одиночество. Задачей такой фил. Явл. исследование возможностей нравственного самоопределения чел. С этой целью К. анализирует три нравственные ориентации:
1)эстетическую (эстетик - этико-психологический тип образом жизни которого явл. наслаждение. Его деятельность направлена во вне, здесь чел. не приобретает , а теряет себя. Результат эстетической деятельности -отчаяние, показатель необходимости изменить смысл жизни)
2)этическая (предметом “этика” явл. собст. внут.мир , это человек долга, борьба этических мотиваций создает для него трагическую ситуацию выбора.)
3)теологическая (“рыцарь веры” - разрывает все смысловые связи с общим, чтобы стать единичным. Одиночество - путь преодоления этического теологическим, это путь Авраама, путь веры.)
Этика К. становится основанием критики, рассматривающей мир как вечное бытие. Мир К. предстает как открытое для выбора и свободы “возможность”, “становление”. Фил. К. оказала влияние на формирование фил. антропологии.

Powered by Drupal - Design by artinet