Расцвет русской философии начала 20в

БЕРДЯЕВ Николай (1874 - 1948) - рус. буржуазный философ-мистик, экзистенциалист, основатель т. наз. "нового христианства". Осн. работы: “Смысл творчества”, “Смысл истории”, “Дух и реальность”.
Онтология Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простра. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Становл. ч-ка Б. п оним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания. Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн. формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от соцциальн. влияний, а изнутри.
Социальн. концепция - мессианство, спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр. надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов коллектива.
БУЛГАКОВ С .Н. (1871-1944) Остро стоял вопрос о теории прогресса и считл, что соц. идеал должен формулир. как религиозно-метаф. проблема. Такой подход способствовал обращению к фил. “всеединства” Соловьева, стремившегося создать систему ,в кот. наука, фил и религия внутренне и органически связаны друг с другом.
Булгаков идет от космоса к богу, основа его фил. построений лежат в космологии, поэтому у Б. остается различия между абсол. и космосом. София как идеальная основа мира, стоит между абсолютом и космосом, соединяя в себе божествен. и тварную природу. Мир принадлежит самому себе, он действительно имеет в себе творящую и движущую силу. Космо это есть живое, одушевленное целое, поэтому Б выдвигает понятие ”душа мира”, кот. содержит в себе все, явл. единящим центром мира. Этика Б связывает существование зла с “ничто”,кот врывается в осуществленное уже мироздание как хаотизирующая сила. Б признает что бытие в его свободе не софийно, что и создает возможность зла.
ЛОССКИЙ Николай 1870-1965. Концепция Л. называется интуитивизмом это учение о том, что познанные объекты, , даже если он составляет часть внешнего мира, вкл. непосредственно сознанием познающего субъекта в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания. Познание, восприятие предмета не есть лишь подтверждение в душе образа данного предмета, но вступление у кругозор сознания самого этого предмета в “ подлиннике”.
СОРОКИН Питирим 1889-1968. Разработал теорию исторического процесса как циклических флуктуаций основных типов культуры, оригинальную систему социологии культуры. Согласно С. теоретич. социология вкл. в себя три раздела: 1)Социальную аналитику (ее объекты - человеческие индивиды, их действия взаимодействия), 2) Социальную механику (ее объекты - социальные процессы различных уровней.). 3) Социальную генетику (ее объект - факторы и законы эволюции общественной жизни.)
Социальным идеалом С. была конвергенция капитализма и коммунизма, некая новая цивилизация, основанная на ценностях Истины, Добра и Красоты. С. выдвинул программу спасения челов-ва на основе творческого альтруизма.
ФЛОРЕНСКИЙ Павел 1882-1937. Основным законом мира Ф. считал принцип термодинамики, закон энтропии, согласно которому мир стремиться к уменьшению разнообразия, к уравниванию, а следовательно к смерти. Однако, энтропии противостоит эктропия, упорядочивающие начала через культуру, которую Ф. связывает с религией и верой способствует увеличение разнообразия, а значит противостоит затуханию жизни в мире.
Важное место в мировоззрении Ф. занимает Софиология - учение о Софии - премудрости Божией. Согласно последнему всякое явление и сама материя мира неотделимы от духовного смысла, они софийны. Отсюда проистекает символизм в фил. Ф. , задачу которой он видит в выявлении базисных символов, из которых слагаются различные области реальности и культура.

Powered by Drupal - Design by artinet